Далеко зашедшие намерения

Зачем Китаю военная база в африканском Джибути

Открытие Китаем первой иностранной военной базы отражает растущее политическое и экономическое влияние Пекина в Африке и укрепление его вооруженных сил.

База в Республике Джибути на северо-востоке Африки, а также пункт материально-технического снабжения ВМФ были официально открыты во вторник, сообщил ТАСС со ссылкой на газету «Жэньминь жибао». Строительство заняло год. Судя по снимкам, сейчас на базе находятся около 300 военнослужащих, но размер казарм и инженерной инфраструктуры позволяет разместить и более многочисленный контингент. Официально база создана для обеспечения отдыха экипажей и снабжения кораблей, ведущих борьбу с пиратами в Аденском заливе у берегов Сомали, но это лишь прикрытие, считают эксперты-востоковеды.

В Джибути сходятся важные торговые пути и действуют военно-морские базы США и Франции. Китаю военное присутствие в Джибути необходимо для защиты экономических интересов, инвестиций и китайских граждан, работающих в регионе, отмечает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

Китай вкладывает значительные инвестиции в африканские инфраструктурные проекты и добычу полезных ископаемых, особенно углеводородов. Только прямые инвестиции КНР в африканские страны увеличились с $500 млн в 2003 г. до $40 млрд в 2015 г. Больше всего Китай вкладывается в Нигерию, Алжир, Эфиопию, Анголу, Египет, а также ЮАР и Гвинею. Точные данные масштабов китайских вложений выяснить трудно, поскольку на 80% они идут через офшоры, поясняет Кашин. Китайские компании участвуют в строительстве газо- и нефтепроводов, портов и железных дорог и не несут наказаний за привычное пренебрежение к охране природы. Есть версия, что свержение ливийского диктатора Муамара Каддафи в 2010 г. и помощь Запада повстанцам были не в последнюю очередь вызваны страхом перед скупкой китайскими компаниями нефте- и газодобывающих активов и перенаправлением поставок углеводородов из Европы на Восток.

Строительство военной базы далеко за пределами страны, которая, вероятно, недолго будет единственной, отражает и быстро растущий военный потенциал КНР. Китай по расходам на оборону занимает второе место в мире, по расчетам Стокгольмского института проблем мира, они удвоились в 2009–2015 гг. и выросли со $105 млрд до $214 млрд.