Чем ценен Роберт Мугабе для российской политики

Какие советы могли бы дать друг другу президенты Зимбабве и России

Новость о свержении многолетнего президента Зимбабве Роберта Мугабе (де-юре оно еще не свершилось, но счет, похоже, идет уже на часы), конечно, не могла порадовать ни прогрессивное человечество в целом, ни российское руководство в частности. Ведь президенту Владимиру Путину, как известно, не с кем поговорить еще со времен смерти Махатмы Ганди, а 93-летний африканский лидер был одним из тех, кто мог хоть как-то восполнить этот трагический пробел. И даже кое-чему научить своего авторитетного собеседника.

Во-первых, Мугабе, возглавивший свою страну еще при жизни Леонида Брежнева, является на текущий момент старейшим действующим главой государства в мире, о чем многочисленным поклонникам Путина в России и за рубежом пока можно только мечтать. Во-вторых, у зимбабвийского президента накопился богатый опыт борьбы с американским империализмом и британским колониализмом, коварные планы которых в последние годы неустанно разоблачает в своих публичных выступлениях и российский лидер. В-третьих, придя к власти на свободных демократических выборах, Мугабе в дальнейшем успешно переделал политсистему и построил настолько суверенную и управляемую демократию, что она позволила ему оставаться президентом целых шесть сроков подряд. Наконец, в-четвертых, Зимбабве уже 10 лет живет под западными санкциями, к которым Россия только еще начинает привыкать.

С другой стороны, несколько жизненно важных советов мог бы дать своему маститому коллеге и российский президент. А может, даже и дал (они встречались в мае 2015 г. в Москве), но африканский гость к ним, судя по истории с его свержением, не прислушался.

Во-первых, президента Зимбабве предала армия, недовольная отставкой популярного у военных вице-президента – ветерана антиколониальной борьбы. Но если бы Мугабе, вместо того чтобы продвигать наверх ветеранов, сначала отреформировал армию руками какого-нибудь мебельщика, а потом отдал ее в управление, например, спасателю, такого бы наверняка не случилось.

Во-вторых, собственного лидера сдала правящая партия, исключив его из своих рядов. В России, понятное дело, все наоборот: это не партия исключает президента, а он легко может исключить любую партию и из политики, и вообще из жизни.

Ну и в-третьих, зимбабвийскому президенту сильно подкузьмила жена, бурную деятельность которой считают одной из главных причин переворота. Путин же в этом смысле себя обезопасил еще четыре года назад. Хотя теоретическая возможность повторить эту ошибку Мугабе у нашего молодого душой и телом президента еще остается.