Время меняться

Процесс обмена Олега Сенцова на российских граждан на Украине никак не запускается – но хорошо, что этот вариант в принципе не сброшен со счетов

Вероятный обмен заключенными между Россией и Украиной и переговоры по этому вопросу важны не только ради сохранения жизни и свободы людей, ставших заложниками конфликта двух стран. Они могут остаться символическим жестом, скрывающим отсутствие прогресса в урегулировании на юго-востоке Украины, или, напротив, оказаться частью длительных консультаций для смягчения санкций.

В среду заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин сообщил, что Москва не получила из Киева официального запроса о возможности обмена осужденных в России Олега Сенцова, Александра Кольченко, Станислава Клыха и Павла Гриба на 23 россиянина. С таким предложением выступила в конце прошлой недели вице-спикер Рады Ирина Геращенко. В понедельник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уклончиво ответил на вопрос о возможности такого обмена. По его словам, вопросом занимаются рабочие группы, где Киев представляет экс-глава администрации президента Украины Виктор Медведчук.

Вопрос обмена не терпит отлагательств. Голодовка осужденного в России на 20 лет колонии строгого режима Сенцова, который требует освободить в России всех украинских политзаключенных (но не себя), продолжается уже 25 дней, ее продолжение может привести к необратимым последствиям для его здоровья и к смерти голодающего. За это время украинские власти арестовали по обвинению в госизмене руководителя украинского подразделения «РИА Новости» Кирилла Вышинского, а Мосгорсуд осудил на 12 лет за шпионаж украинского журналиста Романа Сущенко. Сенцов, как житель присоединенного Крыма, считается гражданином России (сам он считает себя гражданином Украины), а Вышинский – гражданином Украины (он просил лишить его украинского гражданства, но едва ли это могло произойти так быстро). Ответ МИДа не отменяет продолжения контактов, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Формальные вопросы при принципиальной договоренности обеих сторон решить нетрудно, вероятно, проблему обсудят 11 июня на встрече министров иностранных дел в нормандском формате (Россия, Украина, Германия, Франция), полагает Фролов.

Обмен пленными необъявленной войны – правильный и гуманный ход, уже использованный Москвой и Киевом. В мае 2016 г. пилота Надежду Савченко, приговоренную в России за соучастие в убийстве российских журналистов к 22 годам строгого режима, обменяли на осужденных на Украине экс-бойцов спецназа ГРУ Александра Александрова и Евгения Ерофеева. После того как обмен состоялся, его поддержали 54% слышавших о нем респондентов «Левады». Обмен Сенцова может остаться отдельным красивым жестом, но не исключено, что он станет первым шагом масштабных переговоров, цель которых – добиться смягчения санкций в обмен на прогресс в урегулировании конфликта, считает политолог Николай Петров.