Когда Элла Памфилова негодует

Гневные слова председателя ЦИК не вернут Андрею Ищенко победы на губернаторских выборах в Приморье

«Если кто-то считает, что я пешка, я не для того прожила свою жизнь непростую, чтобы быть пешкой в чьих-то руках, кивать, действовать по указке», – отвечала председатель Центризбиркома Элла Памфилова на вопрос, беспокоила ли она президента ситуацией с губернаторскими выборами в Приморском крае.

О жизни своей непростой председатель Памфилова уже вспоминала – в предыдущей непростой ситуации, когда ей надо было подавить раздражение и публично выкинуть из выборной гонки кандидата в кандидаты в президенты Алексея Навального – несмотря на безупречно оформленные документы. Тогда ее возмутили слова политика, что она-де сидит на его шее, на его налоги живет. «Я вообще-то в советские времена 12 лет отпахала на производстве», – сообщила она, но не объяснила, какое это имеет отношение к нынешнему ее положению чиновницы: нельзя же не согласиться с тем, что зарплату она получает из налогов.

Ну ладно, такая логика.

Политическая система России с тех пор, как председатель Памфилова не допускала на выборы кандидата Навального, претерпела заметные изменения. Связаны они, понятно, с пенсионной реформой. Наверное, не в полной мере, но граждане осознали, что не понравившиеся им изменения в социальном положении до некоторой степени следствие их выбора, следствие автоматического одобрения кандидатов, которых власть им предлагает или даже навязывает. Хотелось бы верить, что волеизъявление в тех регионах, где власть с размаху налетела на второй тур, как раз следствие этого частичного прозрения. Кажется, понятно, почему публичная поддержка сверхлегитимного товарища Путина не помогла – а может, допущу я, и сыграла против поддержанного президентом кандидата Андрея Тарасенко.

Предположу также, что возникшая затем выборная арифметика, чудесным образом подарившая победу кандидату Тарасенко, или, если сказать точнее, отобравшая победу у кандидата Андрея Ищенко, не добавила популярности ни кандидату Тарасенко, ни президенту Путину, причем президенту – не только в Приморье.

Памфилова сперва спокойно отнеслась к арифметической аномалии: будут жалобы – рассмотрим. Но обстановка стала, что называется, накаляться, и – точно, как в случае с Навальным, – председатель Центризбиркома не смогла сдержать эмоций. Тогда она весьма показательно негодовала, а теперь даже и чуть ли не расплакалась. Снова должно было стать очевидно: это искренняя реакция! Памфилова всем существом переживает несправедливость и выступает за подлинную законность.

Попробую задаться вопросом: собственно, а что же не так пошло на выборах губернатора Приморского края – не с моей точки зрения, а с точки зрения кремлевских руководителей? (Не знаю, включать ли в это множество председателя Памфилову. Скорее не стоит, вряд ли она участвует в планировании политической повестки.) Полагаю, их не порадовал протестный характер голосования, но куда больше – едва ли не победа кандидата Ищенко.

Возникала и как таковая проблема коммуниста во главе важного региона, где второй по значению экономический форум проходит, где рядом Китай, где вообще ворота в Азию; но возникал и прецедент, на который непременно стали бы ссылаться – в пылу политической схватки – другие столь же оппозиционные кандидаты в губернаторы в других регионах.

В конце концов, важен же не только благородный гнев и трепетное отношение к справедливости, важен еще и результат. А он у Памфиловой получится, видимо, такой: кандидат Ищенко, в чьей победе мало кто сомневался, не станет губернатором.