Можно ли вылечить медицину Уголовным кодексом

Появление «медицинского» подразделения в СКР само по себе не может решить проблему ненадлежащего оказания медпомощи

Число врачебных ошибок и пострадавших от них вряд ли уменьшится без серьезных изменений в отечественном здравоохранении и ответственности медиков: одно появление «медицинских» следователей не улучшит ситуацию. Попытки вылечить медицину средствами уголовной юстиции и возобновлением процессов «врачей-вредителей» будут по большей части бесполезны для пациентов и создадут дополнительную почву для коррупции.

В центральном аппарате и некоторых региональных управлениях Следственного комитета России (СКР) созданы отделы по расследованию преступлений в сфере медицины, сообщила газета РБК, ссылаясь на источники. СКР сообщение не комментировал, но неофициально его сотрудники подтвердили издание соответствующего приказа. Появление профильных отделов ожидалось: председатель СКР Александр Бастрыкин в сентябре 2018 г. в блоге на сайте ведомства писал о трехкратном (с 2000 до 6000) росте в 2012–2017 гг. числа обращений в СКР о ненадлежащих действиях и преступлениях медиков и предлагал ввести в УК статьи о ненадлежащем оказании медпомощи и сокрытии нарушений при ее оказании. Бастрыкин признал, что до суда доходят лишь 10% таких обращений.

Появление «медицинских» следователей – типично бюрократическая реакция на острую проблему недостаточной квалификации медработников и размытой системы ответственности, жертвами которых становятся пациенты. Эффективность такого решения под вопросом. Ответственность врача за халатность и злоупотребления – это прежде всего вопрос корпоративной этики, создания условий, когда коллеги сами не потерпят в своих рядах непрофессионала, хама и мздоимца. Появление спецотделов может быть полезным, если их сотрудники будут компетентными, а их работа дополнится вступлением в силу законов, которые четко отделят добросовестную врачебную ошибку от халатности и злого умысла, считает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.

Но создание спецотделов может иметь и иную логику – в частности, расширения кормовой базы силовиков за счет медицинского бизнеса. Создание новых подразделений в бюрократической логике означает, что они должны оправдать свое появление отчетами о раскрытых и завершенных делах. Вероятно, их внимание сконцентрируется не на преступлениях, опасных для пациентов, а на ситуациях, которые легче выявить и передать в суд, полагает Кирилл Титаев из ИПП при Европейском университете в Петербурге. Создание таких отделов укрепляет обывателей в мнении, что «дыма без огня не бывает», и может усилить подозрительность. Возможные дела «врачей-вредителей» могут спровоцировать новый виток недоверия к медицине, повысить спрос на услуги целителей и расширить практики самолечения.