Почему россияне снова одобряют призыв

Советская поговорка «не служил — не мужик» опять актуальна

Поговорка советских лет «Не служил – не мужик!», отражающая отношение к срочной службе в армии, вернулась в массовое сознание россиян благодаря милитаризации пропаганды и росту авторитета Вооруженных сил на фоне падения доверия к общественным и государственным институтам. Государству не стоит обольщаться: чаще всего обязательной службы хотят те, кому призыв давно не грозит. Молодежь хотела бы перехода к профессиональной армии и предпочла бы пройти «школу жизни» заочно.

Опубликованный во вторник опрос «Левада-центра» продемонстрировал резкие изменения отношения россиян к срочной службе в армии за последние 3,5 года. Доля считающих, что «каждый настоящий мужчина должен пройти службу по призыву», выросла с октября 2015 г. по май 2019 г. на 18 п. п. и достигла рекордных 60%. Назвавших службу по призыву неприятной необходимостью стало меньше на 16 п. п. (24% в 2019 г.), а опасным и бессмысленным занятием – на 3 п. п. (12%).

Феномен возвращения отношения к армии как обязательному элементу становления «настоящего мужчины» еще не означает, что служба в Вооруженных силах стала обязательной в сознании всех россиян. Чаще других лично пройти «школу жизни» рекомендуют те, кому это уже не грозит: респонденты старше 55 лет (68%), а также люди с образованием ниже среднего (78%) и жители глубинки (67%), отмечает социолог «Левада-центра» Алексей Левинсон.

Молодежь 18–24 лет и жители мегаполисов относятся к срочной службе более скептически. В целом нынешний смешанный принцип комплектования армии одобряют 49% опрошенных, но 47% молодежи, для которой призыв – это вопрос, касающийся ее непосредственно, выступает за полный переход к профессиональной армии. По данным апрельского опроса ФОМа, у молодежи до 30 лет доли сторонников обязательной и добровольной военной службы равны (по 49%), 54% молодежи с высшим образованием считает, что служить или не служить – это вопрос выбора каждого человека. Получается, многие потенциальные призывники и недавние солдаты не распространяют принцип «Не служил – не мужик!» на себя.

Рост назвавших службу по призыву обязательным элементом формирования мужчины вызван накопленным эффектом милитаризации обывателей, демонстрации военных успехов за рубежом и частым обращением к Великой Отечественной войне и победе, отмечает Левинсон. Но милитаризовано прежде всего сознание пожилых россиян-телезрителей, ретроспективно вспоминающих военную службу положительно. Молодежь, даже считающая призыв благом, воспринимает службу не как патриотический долг, а скорее утилитарно, как потенциальный социальный лифт, позволяющий в будущем поступить на службу в армию и полицию, получить возможность трудоустройства в госструктурах.