Почему доклад о гибели Boeing не огорчил Москву

Международные расследователи не выдвинули обвинений против России или ее должностных лиц

Россия, которая вопреки ее просьбам так и не была включена в состав международной Совместной следственной группы (JIT) по расследованию гибели 298 пассажиров и членов экипажа Boeing 777 рейса MH17 над Донецком в июле 2014 г., может осторожно порадоваться ее итоговому докладу. Ни российским должностным лицам, ни действующим российским военным не предъявлены обвинения, несмотря на то что следствие продолжает считать Россию причастной к гибели лайнера, который был, по версии JIT, сбит ракетой, выпущенной из российского зенитного комплекса «Бук». Ордера на арест будут выписаны только на четырех сепаратистов, которые, как полагает следствие, были причастны к транспортировке и охране «Бука» уже по ту сторону границы, на территории непризнанной ДНР. Но финальный доклад еще не конец расследования: следствие продолжит попытки установить личности российских чиновников и военных, которые принимали решение об отправке военных 53-й зенитно-ракетной бригады и «Бука» в ДНР.

На пресс-конференции представителей голландской полиции и прокуратуры причастными к гибели Boeing были названы три гражданина России и один – Украины. Это экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) и трое сотрудников так называемого ГРУ ДНР: россияне Сергей Дубинский (его следствие считает ключевым человеком в организации транспортировки и охраны «Бука» на территории ДНР) и Олег Пулатов, а также гражданин Украины Леонид Харченко (генпрокурор Украины Юрий Луценко уже пообещал его арестовать). Следствие обвиняет их в убийстве, суд намечен на март 2020 г. Москва отвергает обвинения в причастности к гибели Boeing, полагая, что самолет мог быть сбит украинской ракетой; Стрелков заявил РБК, что «ополченцы» лайнер не сбивали, и отказался от дальнейших комментариев.

Обвинения строятся во многом на записях перехваченных телефонных переговоров, предоставленных Киевом; материалов о том, кто и как принимал решения на российской стороне, следствие не предъявило, попросив очевидцев с российской стороны и военных-сослуживцев расчета «Бука» выйти на связь. Итого финальный доклад JIT можно назвать скорее еще одним промежуточным. С одной стороны, первые обвиняемые уже есть, в том числе граждане России. Но с другой – среди них нет тех, кто может быть непосредственно, а не по должности причастен к гибели людей, не охранял «Бук», а отдавал приказ на пуск ракеты. На пресс-конференции прозвучали имена помощника президента Владислава Суркова и главы Крыма Сергея Аксенова – они, как утверждает следствие, накануне гибели Boeing вели переговоры с руководством ДНР о предоставлении непризнанной республике российской помощи, в том числе военной, но и только. Россия как государство в обнародованных материалах следствия отсутствует, и это, наверное, не может не радовать Москву. Во всяком случае, пока.