Выбирая между людьми и SSJ100

Просьба Минздрава к правительству разрешить ему купить для перевозки экстренных больных импортный самолет, а не российский ставит чиновников в непростую ситуацию

Поддержка отечественного авиапрома – государственная задача, ради которой можно пренебречь коммерческими интересами отечественных авиаперевозчиков, но что делать, если одна государственная задача входит в конфликт с другой, не менее важной?

Клинч возник между Минздравом и правительством. Как сообщил РБК, министр здравоохранения Вероника Скворцова в письме попросила правительство закупить для Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), подотчетного Минздраву, вместо Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) французский самолет Falcon 7X. Министр объясняет выбор агентства преимуществами «француза» – в частности, по дальности полета (11 000 км против 4500), ресурсу авионики и необходимой для взлета-посадки длине полосы, что дает дополнительные возможности для беспосадочных полетов в отдаленные точки страны и взлета-посадки на ультракороткие ВВП. Производитель Falcon Dassault Aviation на своем сайте уточняет, что их авиаконструкторы – те же, что разрабатывают боевые Mirage и Rafale, – модифицировали Falcon в том числе и для медицинской эксплуатации. Последние 10 лет ФМБА использовало Ан-74 (дальность полета – около 3000 км), но сейчас он законсервирован, так как двигатели украинского производства выработали ресурс.

Технические характеристики не единственное преимущество иностранного лайнера, считают в Минздраве. Он еще и дешевле, полагают в ФМБА: в случае поставки к IV кварталу 2020 г. он вместе с двумя медицинскими модулями с оборудованием обойдется в 4,166 млрд руб., а SSJ100 на условиях лизинга с переходом собственности через 17 лет – в 5,425 млрд руб., писал РБК со ссылкой на письмо. Почему рассматриваются именно такие условия, из письма неочевидно.

Правительство весной 2019 г. действительно поручило Минздраву купить один самолет с медицинскими модулями и медоборудованием для санитарно-авиационной эвакуации граждан, подтвердили РБК в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой, но российский, а не иностранный. Но других российских вариантов, кроме SSJ100, по сути, и нет: Ил-96 слишком большой. У SSJ100 есть версия Business с дополнительными топливными баками и, соответственно, большей дальностью полета, но все же меньше, чем у Falcon, и он дороже обычного.

Желание правительства поддержать российского авиапроизводителя понятно. Но раньше спор шел с коммерческими авиакомпаниями, пусть и окологосударственными, в котором государству сравнительно просто продавить свою позицию. А тут фронду себе позволили не коммерсанты, а министерство, которое к тому же поставило правительство перед непростым выбором – ведь спасение жизней людей тоже государственная задача. Останься переписка в межведомственных кулуарах, правительству, возможно, было бы проще сделать выбор, но теперь публичный отказ Минздраву в покупке Falcon будет выглядеть как предпочтение интересов государства интересам граждан. А согласие, пусть и разовое, будет означать, что в очередь за исключением могут встать и другие.