А не пойти ли в грузчики

Объявленный доход аэропортовских грузчиков впечатляет – но он слишком хорош, чтобы быть правдой

Столько и даже больше, 211 000 руб., получали грузчики в «Шереметьево хэндлинге» (100%-ная «дочка» аэропорта «Шереметьево») в июне, рассказали топ-менеджеры аэропорта министру транспорта Евгению Дитриху на совещании в субботу. Министр не первый раз собирает совещание на тему обработки багажа в «Шереметьево»: в высокий летний сезон аэропорт не справляется, часть багажа не успевают загрузить в самолеты и отправляют вслед пассажирам следующими рейсами, прилетевшим пассажирам иногда долго приходится ждать своих чемоданов.

Корень проблемы – в нехватке грузчиков: ситуация обострилась в начале июня, потом более-менее нормализовалась. Но пока «Шереметьево хэндлинг» не наберет людей, возможны «отклонения при обслуживании багажа в случае вмешательства внешних факторов», таких как проливные дожди в конце июня, предупредил в понедельник первый заместитель гендиректора «Шереметьево» Андрей Никулин. Минтранс поставил задачу полностью решить багажный вопрос к 15 августа.

Все профессии со временем эволюционируют, но во времена моего детства родители призывали детей хорошо учиться со словами «а не то вырастешь и придется работать грузчиком». Поэтому обнародованный на совещании доход грузчиков, если честно, поразил воображение. Мелькнула мысль: а надо ли было хорошо учиться? «Шереметьево» утром в понедельник получило много звонков от желающих занять вакантные посты, некоторые сотрудники аэропорта с более престижными профессиями выразили желание переквалифицироваться в грузчики. Справочно: по данным Росстата, средняя зарплата в Москве в апреле составила 103 000 руб., в России – 48 000 руб.

Сотрудники авиакомпаний рассказывали, что «Шереметьево» не сумело нанять грузчиков как раз потому, что раньше предлагало невыгодные условия. Ранее «Аэрофлот» (на него в 2018 г. пришлось 78,5% пассажиропотока «Шереметьево») сам обрабатывал свой багаж, но в 2018 г. начал передавать эти функции «Шереметьево хэндлингу», процесс завершился в мае 2019 г. Аэропорту надо было просто принять на работу аэрофлотовских людей. Но весной он предлагал зарплаты примерно на 10% ниже, плюс в «Аэрофлоте» грузчики могли покупать авиабилеты по льготным сверхнизким ценам. В мае – начале июня «Шереметьево хэндлинг» на HeadHunter набирал грузчиков на 45 000 руб. в месяц чистыми.

Возможно, «Шереметьево» решило залить деньгами проблему, которая уже второй месяц наносит аэропорту репутационный ущерб, спровоцировала прокурорские проверки и вызвала гнев Дитриха. К сожалению, 200 000 руб. для грузчика оказались слишком хорошей суммой, чтобы быть на 100% правдой. Никулин в понедельник на пресс-конференции пояснил, что такие доходы в июне были единичными и включают бонусы и единоразовую материальную помощь. А средняя зарплата грузчиков, водителей и комплектовщиков – 82 000 руб. в месяц (71 300 руб. после вычета НДФЛ). Что все равно в 1,6 раза больше, чем предложение на HeadHunter, и примерно на 10% больше, чем платят грузчикам в других московских аэропортах. Но денежная инъекция пока не помогла, «Шереметьево» по-прежнему не хватает 400 грузчиков.

Бывшие аэрофлотовские грузчики вместо перевода без увольнения из авиакомпании в «Шереметьево хэндлинг» на основе гарантийного письма (такая процедура есть) предпочли попасть под сокращение, получить по две зарплаты, а с осени готовы выйти на работу. Из 400 аэрофлотовских грузчиков «Шереметьево» пока смогло нанять единицы. Проблема в том, что для работы в аэропорту грузчика надо обучать 30–65 дней. «Шереметьево» нашло, привлекая учебные заведения и военкоматы, 500 человек и ведет их обучение. Аэропорт в июне рассчитывал нанять необходимых людей к началу июля, но процесс затянется как минимум еще на полтора месяца, следует из слов Дитриха. С момента наступления коллапса в начале июня «Шереметьево хэндлинг» смог нанять 100 человек, еще примерно 300 временно привлекают из других компаний холдинга, например водителей – из головной компании.