Оппозиции тут нет

Шансы на участие оппозиции в выборах депутатов Мосгордумы тают, шансы на протестное «умное голосование» в столице растут

Шансы внесистемной оппозиции принять участие в выборах депутатов Мосгордумы 8 сентября тают по мере того, как комиссии массово бракуют подписи, собранные ими для регистрации. Но ставка на стерилизацию выборов может сыграть дурную шутку с мэрией, сделав Москву идеальным полигоном для «умного голосования» Алексея Навального и вновь подняв градус недовольства в столице.

В воскресенье, за день до истечения срока проверки подписей (3% от числа избирателей округа – 4000–5000 подписей), которые собирали кандидаты-самовыдвиженцы, в центре Москвы прошел несанкционированный митинг, собравший, по разным данным, от 1000 до 5000 человек. На улицы вышли кандидаты, чьи штабы заявили о вероятном отказе в регистрации после проверки подписей, и их сторонники. Перспектива недопуска на выборы оппозиции свела в Новопушкинском сквере таких разных политиков, как глава Красносельского района Илья Яшин, яблочник Сергей Митрохин, юрист ФБК Любовь Соболь (все трое получили извещения о превышении 10%-ного барьера недействительных подписей) и коммунист Валерий Рашкин (у кандидатов от КПРФ проблем с допуском нет, они освобождены от сбора подписей).

Подпись признается ненастоящей, если ее обладателя нет в базах ГАС «Выборы» и МВД. Проблема, однако, в том, что базы могут быть неактуальны или неполны, а имена подписавшихся – намеренно или случайно исковерканы при проверке (например, «Игрь», «Анотольевна» и «Анастасия Ыкторвна» среди выбракованных у Дмитрия Гудкова). Шансы опротестовать такие ошибки невелики, даже если «Анастасия Ыкторвна» в суде подтвердит, что она действительно подписалась за оппозиционера. Так институт регистрации по подписям, который был задуман как способ не допустить на выборы случайных людей, используется для того, чтобы не дать принять в них участие как раз людям неслучайным. А чтобы задавить мысль об избирательной придирчивости в зародыше, избиркомы забраковали подписи не только оппозиционеров, но и нескольких системных кандидатов и спойлеров: в оппозиционно настроенном 43-м округе не прошли проверку подписей не только Митрохин и Соболь, но и актер Андрей Соколов, который считается лояльным мэрии кандидатом, и футболист Дмитрий Булыкин.

Дело не только в угрозе выигрыша отдельных оппозиционеров: похоже, что мэрия в принципе не хочет легитимизировать оппозицию статусом участника выборов – давать им возможность законно встречаться с избирателями, дебатировать на городском ТВ и проч.: участие Навального в выборах мэра в 2013 г. испортило немало крови московским властям. Отсутствие же оппозиции в бюллетенях позволяет властям делать вид, что оппозиции как бы нет. Другое дело, что недопуск ее кандидатов до выборов повышает градус недовольства в столице, а также вероятность протестов и «умного голосования» за любого кандидата, не связанного с властью. Голосовать за черта лысого на этих выборах будет даже легче, чем осенью 2018 г. на выборах губернаторов, ведь политический вес депутата Мосгордумы и риски избирателей по определению меньше.