Предвыборное следствие

Бюрократия пытается управлять выборами рычагами уголовной юстиции

Возбуждение уголовных дел после митингов против снятия независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы, ночные допросы и обыски в их квартирах выглядят не только как попытка запугать и неугодных, и протестующих. Тут видно стремление бюрократии криминализировать участие не одобренных ею персон в публичной политике и защитить исключительность своих прав на управление и политическую повестку.

В среду вечером у незарегистрированных кандидатов в депутаты Мосгордумы Дмитрия Гудкова и Ивана Жданова прошли обыски – по обстоятельствам, не терпящим отлагательства: ночью их допросили сотрудники Следственного комитета России по делу о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, той части статьи, что предполагает сговор, подкуп, обман, применение или угрозу насилия.

Повестки другим отвергнутым кандидатам, в частности Любови Соболь и Кириллу Гончарову, и ночные допросы совпали с Днем работников следственных органов. Возможно, следователи хотели отметить профессиональный праздник в обществе образованных людей, часть которых – их коллеги по юридической специальности.

Но если отбросить иронию, можно предположить, что мы имеем дело с попыткой (наряду с арестом Алексея Навального и других активистов) запугать лидеров протеста и вывернуть правоприменение наизнанку: дела возбуждаются не против очевидных, как кажется протестующим, нарушителей избирательных прав граждан из числа членов избиркомов и графологов, а против тех, кто пытался эти права защитить и реализовать.

«Дело о воспрепятствовании» может, кроме того, оказаться первой попыткой применить уголовное право для управления политическими процессами в Москве и стране. Политических оппонентов преследуют не за реальное (по версии следствия) участие в массовых беспорядках, насилие над полицейскими, призывы к массовым акциям, а именно за участие в политике и за стремление защитить права горожан, которых они намеревались представлять в Мосгордуме.

Уголовные дела и угроза их возбуждения регулярно использовались силовиками и бюрократами, а также близкими им по духу предпринимателями для изъятия, захвата или получения долей в бизнесе. В деле кандидатов в Мосгордуму – противоположная и одновременно похожая ситуация: значительная часть бюрократии и правоохранителей считает свою работу бизнесом, основанным на извлечении ренты из применения (или неприменения) собственных полномочий. Уголовные дела и допросы показывают, что власти будут яростно защищать свой «бизнес» в тени и противиться появлению миноритарных политических акционеров, независимых директоров и аудиторов.