Сбербанк накормит

Зачем крупнейший банк страны занимается электронной торговлей

Сбербанк собрал в свою коробочку все крупнейшие российские интернет-холдинги – «Яндекс», Rambler Group и теперь Mail.ru Group. С последней госбанк подписал необязывающее соглашение о создании совместного предприятия (СП) в сфере еды и транспорта, сделку планируется закрыть осенью. Интернет-холдинг передаст в СП сервис доставки еды Delivery Club и сервис заказа такси «Ситимобил», банк – платформу Foodplex, которая автоматизирует работу ресторанов, а пользователям помогает в бронировании столиков, перечислении чаевых официантам через телефон и в будущем поможет в заказе еды еще до приезда в ресторан или кафе.

Так еще одним партнером не только Сбербанка, но и Mail.ru, по сути, станет другой интернет-гигант – Rambler Group, вместе с ним Сбербанк в 2018 г. учредил Foodplex. А в конце лета Сбербанк станет и совладельцем самой Rambler Group. Эта сделка была объявлена весной.

Наконец, еще 10 лет назад Сбербанк получил «золотую акцию» «Яндекса» и право блокировать сделки с крупными пакетами его акций. Президент банка Герман Греф в 2014 г. вошел в совет директоров «Яндекса». У компаний есть СП в сфере онлайн-торговли – «Яндекс.Маркет». Сбербанк владеет также 75% «Яндекс.Денег».

И это помимо собственных технологических проектов Сбербанка – например, в области искусственного интеллекта.

В общем-то стратегия инвестировать сразу в несколько игроков рынка, причем конкурирующих друг с другом, совершенно не нова. Поставить сразу на нескольких лошадей любит, например, знаменитый интернет-инвестор Юрий Мильнер. Он давал деньги одновременно «В контакте», Facebook, Twitter и WhatsApp, а позднее – нескольким конкурентам на рынке Индии. В непредсказуемо развивающемся мире технологий, где еще недавно королями были Nokia, IBM и Microsoft, а новые пузыри надуваются и лопаются все быстрее, привычка раскладывать яйца по нескольким корзинам очень разумна.

Другое дело, что Сбербанк не инвестиционный фонд и не ведет себя как фонд. Если тот же Мильнер подчеркнуто не вмешивался в операционное управление компаниями и манил их основателей обещаниями полной свободы действий, Сбербанк, напротив, настаивает на праве участвовать в жизни собственных активов. Вполне вероятно, его партнерство сразу с тремя с российскими интернет-холдингами получилось не от хорошей жизни. А именно не от самой хорошей совместной жизни с «Яндексом». Взгляды партнеров на развитие «Яндекс.Маркета», в том числе на то, насколько сильно Сбербанк может влиять на операционные вопросы, сильно расходятся, рассказывали еще в прошлом году источники в обеих компаниях. И глобально обе компании видят проблему в недоговороспособности другой стороны. Разведутся ли партнеры или будут терпеть друг друга дальше – неизвестно. Но к новым совместным проектам они явно не готовы. А рынок электронной коммерции и потребительских сервисов развивается очень быстро, терять время нельзя, и лучше найти альтернативное предложение.