От телевидения к Юрию Дудю

Падение доверия к традиционным медиа делает крайне востребованными не только новые форматы, но и, что важнее, новую интонацию в коммуникации

Увеличившееся в последние годы недоверие к традиционным средствам массовой информации порождает растущий спрос на объективный и гуманистический взгляд на происходящее в России и мире. Это повышает популярность новых проектов, сумевших отозваться на интерес к иному взгляду на мир, но одновременно усложняет поиск места для массовых содержательных дискуссий о прошлом и будущем России.

Фонд «Общественное мнение» опубликовал на днях результаты опроса об отношении россиян к отечественным СМИ и использовании источников информации. Доверие к традиционным СМИ продолжает снижаться: с августа 2015 г. по август 2019 г. доля доверяющих телевидению, газетам и радио уменьшилась с 47 до 34%, доля не доверяющих, напротив, выросла с 41 до 58%. Наиболее скептически к СМИ относится молодежь, среди которой СМИ не доверяют 65% (доверяют 28%).

Растущее недоверие вызвано изменившейся оценкой работы СМИ. В 2015 г. 57% в целом по стране и 53% молодежи считали, что они объективно освещают ситуацию в России. Сейчас большинство респондентов (52% в целом и 61% молодежи), напротив, называют освещение событий в России отечественными медиа необъективным.

В 2015 г. телевидению больше других источников информации доверяли 63% опрошенных, в том числе 55% молодежи. Необъективность СМИ, ложь и замалчивание острых вопросов ведущими телеканалами, их невнимание к проблемам обывателей, особенно жителей глубинки, несоответствие бодрых рапортов в эфире картине за окном и на улице изменили информационные предпочтения. В 2019 г. наиболее достоверным источником телевидение назвали только 35% респондентов, среди молодежи – 20%. Одновременно выросла доля и доверяющих информации новостных сайтов и соцсетей (с 15 до 21% и с 4 до 13% соответственно). Молодежь доверяет им больше, чем телевидению.

На этом фоне особенно показателен рост аудитории новых форматов, интереса к ним и к авторам, которые стремятся сочетать объективность и интонацию сопереживания героям и жертвам, столкнувшимся с жестокостью и (или) бездушием государства. Отсюда популярность интервью и фильмов Юрия Дудя, который говорит со страной о том, о чем молчат «настоящие» СМИ, видит в своих героях и собеседниках живых интересных людей, а не симулирует внимание к ним.

Власть отозвалась на падение доверия к главному инструменту индоктринации массированной интервенцией в электронные СМИ, созданием большой сети ресурсов, транслирующих в интернет и соцсети «правильную» точку зрения. Но это вызвало и рост скептицизма аудитории: доля не считающих возможным доверять одному источнику информации больше, чем другим, выросла с 2015 г. с 16 до 29%. Это ведет к дальнейшему разделению общества: недоверие к источникам информации мешает созданию пользующихся доверием сторон массовых площадок для содержательного обсуждения насущных социально-экономических вопросов и проблем прошлого.