Подъемная сила слухов

Кубышка «Сургутнефтегаза» уже второй раз за год вызывает ажиотажный рост акций компании

На прошлой неделе трейдеры, прильнув к мониторам, наблюдали, как без какой-то очевидной причины росли акции «Сургутнефтегаза». С 22 по 25 октября капитализация подскочила почти на 20% до 1,97 трлн руб. Бумаги были и в лидерах по объемам торгов. Причину ажиотажа затруднились назвать самые опытные трейдеры и эксперты: публичных новостей о компании не было, но акции могли расти на слухах. А они на рынке, если речь идет о такой компании, как «Сургутнефтегаз», способны наделать много шума на пустом месте.

«Сургутнефтегаз» – самая закрытая компания нефтегазового сектора. Кто ее конечные акционеры – тайна: каждому из них принадлежит менее 5% бумаг, что по закону не обязывает их сообщать о себе. Компания никогда особо не заботилась о формировании привлекательного инвестиционного имиджа, с инвесторами не откровенничает, огранивается лишь выплатами дивидендов – невысоких, но стабильных. Ее стратегия не меняется уже несколько лет: добывать нефть только в России (около 60 млн т каждый год) и своими силами. Сделки по слиянию и поглощению, не то что за рубежом, но и в России, – это не для «Сургутнефтегаза». «У нас всего хватает у самих, дай бог освоить», – объяснял такую сдержанную позицию «Сургутнефтегаза» возглавляющий ее уже 35 лет Владимир Богданов.

Но рынок больше интересует, когда же компания решит «освоить» накопленные почти $50 млрд. Размер кубышки «Сургутнефтегаза», как привыкли ее все называть, сейчас в 1,6 раза превышает ее капитализацию. Эти деньги лежат на депозитах и счетах уже долгие годы, рынок их не учитывал, поэтому любое их использование моментально отражается на стоимости компании.

Так, в начале сентября стало известно, что «Сургутнефтегаз» зарегистрировал дочернюю компанию ООО «Рион», которая будет вкладывать и управлять ценными бумагами. Инвесторы поверили, что компания распечатает свою кубышку, что приведет к росту и капитализации, и дивидендов, – и бумаги «Сургутнефтегаза» за три дня подскочили на 27%. Богданов тогда обвинил спекулянтов.

После этого заявления акции пошли вниз, рынок немного успокоился. Второй скачок в конце октября сопровождался исключительно слухами. «Компания изменит дивидендную политику, увеличив выплаты акционерам», «она все же начнет инвестировать», передавали из уст в уста трейдеры. Масла в огонь подлили телеграм-каналы. Богданов якобы готовит мегасделку – «Сургутнефтегаз» намерен купить долю Вагита Алекперова в «Лукойле», второй крупнейшей нефтяной компании России, сообщил канал MarketTwits в посте, похожем на «молнию» «Интерфакса». Вскоре ссылка на агентство была удалена, но к тому моменту пользователи канала могли принять инвестиционные решения, основываясь на подделке, сообщил вчера «Интерфакс». «Появление этого фейкового сообщения показывает риски, с которыми сталкиваются участники рынка при использовании сомнительных способов получения информации «Интерфакса», таких, как анонимные телеграм-каналы», – заявил исполнительный директор группы «Интерфакс» Владимир Герасимов.

Сам Алекперов вчера вечером сказал, что у менеджеров «Лукойла» нет намерений продавать свой пакет акций и предложений не поступало. Это остудило рынок – «Сургутнефтегаз» 28 октября подешевел на 4% до 1,89 трлн руб. Надолго ли? В компанию трудно инвестировать из-за ее непонятной структуры, отсутствия конкретных целей, признаются инвесторы. Но только ее кубышка дает потенциал для роста обыкновенных акций на 254%, привилегированных – на 242%, писали аналитики Renaissance Capital в начале сентября. А если предположить, что у компании до сих пор осталось 40% казначейских акций (они необъяснимо исчезли из отчета по МСФО), то рост может составить соответственно 500 и 480%.