Как вернуться из Крыма в Якутию

В 2014 году строительство моста в Якутске отложили ради Крымского, решение все-таки построить его через пять лет стало праздником в республике
Более тысячи жителей Якутска станцевали в спорткомплексе «Триумф» древний танец «Осуохай радости» /prav.sakha.gov.ru

Удовлетворение внешнеполитических амбиций руководства России и разворот в сторону внутренних проблем страны может быть источником чистой радости россиян. В понедельник более тысячи жителей Якутска станцевали в спорткомплексе «Триумф» древний танец «Осуохай радости» – так они отметили одобрение Владимиром Путиным строительства моста через Лену (глава Якутии Айсен Николаев разместил документ с президентской резолюцией от 9 ноября «Ситуация созрела до реализации» в Facebook). Танцем праздник не ограничился: мэрия Якутска организовала автопробег по центральным улицам и площадям города.

Радость жителей Якутии (а это почти миллион человек) и руководства республики можно понять: отсутствие постоянной переправы через Лену затрудняет сообщение Якутска с городским аэропортом, железнодорожной станцией Нижний Бестях и большой частью территории республики. Строительство моста облегчит и удешевит северный завоз, который сейчас в значительной степени зависит от колебаний глубины и изменения русла Лены, улучшит сообщение Магаданской области с Большой землей. Проект сейчас оценивается в 82,9 млрд руб., что почти вдвое ниже, чем в 2013 г. (162 млрд руб.).

История моста через Лену у Якутска подтверждает зависимость больших инфраструктурных проектов в России не столько от экономических неурядиц, сколько от политических маневров. Впервые идея возведения моста обсуждалась еще в начале 1980-х гг., когда предполагалось построить железную дорогу, соединяющую Якутск с БАМом и Транссибом, к 1995 г. Проект канул в Лету вместе с распадом СССР. В 2006 г. замминистра транспорта Александр Мишарин сообщил о решении возвести автомобильно-железнодорожный мост к 2012 г., был разработан проект мостового перехода, но его реализации помешал кризис.

Наконец, в 2014 г., когда проект был готов, а деньги на его реализацию выделены, Москва решила, что отдаленный регион может подождать, а по имиджевым соображениям важнее соединить мостом с Большой землей Крым, закрепив политический и военный триумф его возвращения в Россию. Сейчас, когда автомобильный и железнодорожный переходы через Керченский пролив возведены, компании, принадлежащей бизнесмену из ближайшего окружения президента, требуется новая масштабная работа. Хорошо, что предполагается наконец построить, пусть и с опозданием, объект, который принесет реальную пользу, улучшит транспортное сообщение с отдаленным регионом, считает регионовед Наталья Зубаревич. Главное – чтобы федеральные власти в ближайшее время не увлеклись каким-нибудь новым мегапроектом, который отвлечет силы и средства от долгожданного якутского моста.