Как понимать китайскую статистику по коронавирусу

Оснований подозревать Китай в сокрытии реальных данных о масштабе эпидемии на этот раз меньше, чем раньше

Резкий кратковременный всплеск числа заразившихся коронавирусом в Китае выглядит пугающе, но парадоксальным образом скорее должен успокаивать: обнародование таких данных означает, что власти страны сделали выводы из эпидемии атипичной пневмонии 2002–2003 гг. и не намерены скрывать масштабы нынешней эпидемии от мира.

13 февраля китайский информационный портал «Ванъи», ссылаясь на данные региональных властей, сообщил, что число инфицированных новым коронавирусом к утру 13 февраля за сутки увеличилось на 15 000 человек и достигло 59 800. Число умерших выросло на 242 до 1368 человек. Объяснения властей, что резкий рост числа заболевших связан с новой, более точной диагностикой, породили подозрения в манипулировании статистикой.

Попытки скрыть информацию о масштабе распространения вируса предпринимались на местном уровне в декабре – первой половине января. Тогда полиция Уханя пригрозила врачу Ли Вэньляну, сообщившему коллегам в китайском мессенджере WeChat о новом вирусе, об ответственности «за распространение ложных слухов» (7 февраля он сам скончался от последствий коронавируса). Уже после уведомления ВОЗ о вспышке нового вируса в Китае в какой-то момент перестали фиксироваться новые зараженные, но после 20 января, когда было объявлено о противоэпидемических мерах, число заболевших резко выросло – и это тоже объяснялось новой диагностикой.

Подозрения в сокрытии информации возникают не в первый раз. Стремление властей на местах преуменьшить масштаб прошлых эпидемий, в частности эпидемии атипичной пневмонии (SARS) в 2002–2003 гг., было затем признано и осуждено властями и официальными СМИ. Руководство КНР сделало выводы из этой истории, когда сокрытие информации привело к широкому распространению вируса, отмечает китаист Александр Габуев, и теперь не пытается скрыть число заболевших и умерших. Осознав серьезность угрозы, которую несет коронавирус, Пекин быстро пошел на радикальные меры, резко ограничив движение в Ухане и провинции Хубэй. Стремительное возведение специальных больниц позволило изолировать и лечить тысячи людей. Ради прекращения распространения эпидемии были также закрыты многие предприятия.

Новый метод диагностики действительно позволяет буквально за несколько минут определить, заражен ли человек вирусом, и не держать его в положении подозреваемого, поясняет профессор Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов, это и объясняет одномоментный резкий рост числа заболевших в статистике. Китайские власти также наказывают чиновников, не проявивших должной активности и заботы об обывателях в борьбе с вирусом. 13 февраля первого секретаря комитета КПК провинции Хубэй Цзян Чаоляна освободили от должности, по сообщению Синьхуа, смещены десятки функционеров уездного уровня, говорит Маслов. Впрочем, декларируемая прозрачность не препятствует попыткам дозировать информацию: власти не пускают в Ухань и Хубэй новых иностранных корреспондентов, мотивируя это опасностью эпидемии, отмечает Габуев.