Карантин для власти и для общества

Карантин должен изолировать и опасные бюрократические инициативы тоже

Ограничения, которые несет карантин, должны распространяться в равной мере и на граждан, и на государство. Власть и хозяйствующие субъекты не должны пользоваться моментом и под прикрытием карантина продавливать решения, которые в обычной ситуации вызывали острое недовольство и даже протесты граждан, сидящих теперь по домам.

Российские власти всерьез озаботились соблюдением карантинных ограничений. 24 марта премьер Михаил Мишустин поручил Минюсту и МВД разработать к 25 марта предложения по ужесточению наказания за нарушения карантина (сейчас – штраф до 500 руб.). В тот же день Госдума обсуждала усиление уголовной ответственности за нарушение противоэпидемических правил: штраф за массовое заражение и отравление людей предполагается повысить сразу в 12,5 раза до 1 млн руб., срок ограничения свободы – втрое до трех лет, в случае смерти зараженного срок лишения свободы может вырасти с пяти до семи лет.

Коронавирус – это серьезный вызов, но, заботясь о благополучии граждан и соблюдении их права на безопасность, государству необходимо также не забывать и о других их гражданских правах. Вечером 19 марта столичные полицейские задержали у платформы Москворечье местных жителей, протестующих против возобновления строительства Юго-Восточной хорды, часть которой проходит по радиоактивному могильнику. По данным «ОВД-инфо», было задержано 63 человека, место работ обнесли забором, а штабной микроавтобус эвакуировали. Такие события вызывают тревогу: сейчас полиции легко пресекать массовые акции под предлогом соблюдения карантина, а строительным и другим компаниям – продолжать работу над проектами, которые в обычной ситуации могли бы встретить (и уже встречали) недовольство и массовое противодействие граждан.

На этой же неделе мэрия Москвы решила перенести общественные слушания по важным городским проблемам в режим онлайн. Электронный формат даст возможность всем жителям принять участие в обсуждении, не нарушая карантин, заявила 23 марта председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Чиновники управ и префектур и прежде пытались помочь строительному лобби получить нужные им результаты слушаний, ограничивая доступ недовольных. Теперь, когда нежелательных участников можно заблокировать дома, а наблюдение за подсчетом результатов отсутствует, процедура учета мнения горожан может стать полностью имитационной.

Но тогда и введение карантина для пожилых людей должно повлечь перенос голосования по поправкам в Конституцию – в противном случае объяснение карантина заботой о здоровье стариков звучит неискренне. Важно, чтобы и власти понимали: карантин должен ограничивать не только обывателей, но и требующие учета мнения граждан политические, бюрократические инициативы и бизнес-проекты – это вопрос доверия граждан к государству.