Бенефициары и жертвы удаленки

Интерес к дистанционной работе грозит переделом ранее стабильных рынков

Ряд международных компаний сообщили о продлении удаленки на длительный срок – и это очень значимый сигнал для самого широкого круга игроков. Так, Uber заявил, что оставляет свой офисный персонал дома до июня 2021 г., в конце июля аналогичное заявление сделал и Alphabet, продливший работу на дому для 200 000 своих офисных сотрудников. Наши не отстают. Свежий пример – медиахолдинг РБК, сообщивший об отказе от офисного формата работы.

Если такой подход войдет в нормативную практику, кто станет бенефициаром этого процесса, а кто понесет существенные потери?

Ключевым условием успешной удаленной работы с сохранением и даже повышением эффективности компаний является наличие развитой информационной инфраструктуры, внедрение программных решений дистанционного менеджмента и контроля, горизонтального взаимодействия персонала, а также обеспечение удаленного персонала офисной техникой. Резко повышается запрос на обеспечение кибербезопасности распределенной работы, которая решалась в рамках офисов одним способом, но требует совсем других решений при сохранении удаленки. IT-компании, решающие эти задачи по отдельности (поставщики SaaS-продуктов или решений по информационной безопасности) или комплексно (виртуальные офисы) станут главными выгодоприобретателями новой ситуации в том случае, если их продукты будут качественно адаптированы к постоянному использованию и полноценному замещению офисных процессов, а не к экстренному решению кризисной ситуации.

А вот вся масштабная офисная индустрия находится под угрозой. Прежде всего, не ясно, как будут реагировать на устойчивый переход на удаленку владельцы офисной недвижимости, привыкшие диктовать условия арендаторам. В апреле – мае в большинстве случаев они уже отчасти пошли им навстречу, хотя дисконт за период самоизоляции чаще всего составил не более 20%. Риск потери крупных арендаторов должен изменить политику арендодателей, сделать ее более клиентоориентированной и гибкой. Не меньшую угрозу расширение стабильной удаленки представляет и для поставщиков мебели, офисной техники, еды и воды, расходных материалов и проч. Очевидно, что домашние рабочие места будут снабжаться другими продуктами и, возможно, другими поставщиками.

Многие компании начинают понимать экономическую ценность удаленки. Мне известно, что одна крупная российская технологическая фирма, переведшая около трети регионального офисного персонала на домашнюю работу, ожидает сокращения арендных и офисных расходов – в пересчете на одно рабочее место – на 45%. Когда речь идет о сотнях или тысячах офисных сотрудников, эффект может измеряться сотнями миллионов рублей.-