Интрига региональных выборов

Выборы-2020 – это разгонный двигатель следующего, думского сезона
Из 11 регионов, в которых будут проходить выборы в законодательные собрания, конкурентная ситуация складывается в двух /Евгений Разумный / Ведомости

13 сентября, в единый день голосования, в России пройдут выборы разных уровней: будут избраны 18 губернаторов, депутаты 11 законодательных собраний в субъектах Федерации и городских советов в 22 административных центрах областей и республик. В этот же день в четырех округах пройдут дополнительные выборы в Государственную думу. Кроме того, практически во всех регионах страны состоятся выборы в муниципалитеты и органы местного самоуправления. Федеральная электоральная повестка обширна и разнообразна, но присутствует ли во всем этом священнодействии хоть какая-нибудь интрига? Может, в каком-нибудь из регионов сработает электоральный триггер и люди проголосуют не за того кандидата, которого поддерживает федеральный центр?

Еще в начале года эксперты относили к числу таких регионов Архангельскую область. Ситуация вокруг попыток строительства вблизи станции Шиес мусорного полигона вызвала массовые протесты и обвалила рейтинги действующего губернатора Игоря Орлова. Сам глава региона не сумел выстроить диалог с населением, допустил ряд провокационных высказываний, в результате чего был признан токсичным и смещен. У пришедшего на смену Орлову врио губернатора Александра Цыбульского нет сильных соперников, и скорее всего он одержит победу.

В других субъектах Федерации кандидаты от власти скорее всего победят, хотя для некоторых из них кампания не будет легкой прогулкой. Но в целом этот выборный контур угроз устойчивости власти и существующей системе государственного управления не несет, и какой-либо интриги ни с федерального, ни с регионального уровня не просматривается.

Явилась ли такая спокойная для власти ситуация результатом административной зачистки сильных конкурентов? По заявлению представителей КПРФ, по отношению к ее кандидатам власть «вышла за рамки приличия», не допустив к выборам в ряде регионов сильных кандидатов. Утверждение могло бы выглядеть справедливым, если бы подобные факты вызвали общественный резонанс. Но этого не произошло, поэтому причины отказа в регистрации кандидатов-коммунистов нельзя априори считать исключительно результатом применения административного ресурса.

Из 11 регионов, в которых будут проходить выборы в законодательные собрания, конкурентная ситуация складывается в двух: Челябинской и Новосибирской областях. В первой протестный потенциал формируется экологическими проблемами, а главным оппонентом «Единой России» (ЕР) выступают эсеры во главе с харизматичным депутатом Госдумы Валерием Гартунгом. В Новосибирской области традиционно сильны коммунисты. В обоих регионах интрига заключается в том, смогут ли оппозиционные партии провести в заксобрания сопоставимое с ЕР количество кандидатов и сформировать по результатам выборов влиятельные фракции. Навязать борьбу единороссам оппозиция может еще в ряде регионов, в частности в Костромской, Курганской и Магаданской областях.

В ЯНАО, Белгородской, Воронежской, Калужской и Рязанской областях региональная власть контролирует внутриполитическую ситуацию, а ЕР доминирует. Здесь оппозиция вряд ли сможет серьезно изменить предвыборную ситуацию, думские выборы в этих регионах полностью лишены интриги.

Что касается выборов в административные центры, то здесь интрига существует лишь на региональном уровне и заключается в том, насколько в результате выборов усилится или ослабится влияние той или иной элитной группы. Политического подтекста эти электоральные битвы не создают и на федеральной повестке практически не отражаются. Ожидать, что на муниципальном уровне может родиться кейс, способный изменить политический ландшафт страны, пока не приходится.

Выборы-2020 – это разгонный двигатель следующего, думского сезона. По итогам конституционных преобразований нижняя палата может превратиться из «бешенного принтера» в центр полноценного политического влияния. Внимательно изучая программы кандидатов, можно заметить признаки зарождения основной интриги будущего года – выстраивания позиции к теме отношений центра с субъектами Федерации. Проблемы малой родины захватывают повестку в регионах, а их игнорирование приводит к кризисам, подобным хабаровскому или Шиесу. Чтобы избежать массового роста протестной активности в субъектах Федерации, необходимо вывести обсуждение этой проблемы в политическое поле.

Есть основание полагать, что ответом на этот вызов станет возникновение нового политического оператора, условной «партии регионов», причем в краткосрочной перспективе – на базе фрагментов и ресурсов существующих партий, в том числе входящих в парламентскую четверку. И это будет не декоративный нишевый проект наподобие партий «За правду», «Зеленая альтернатива» или «Новые люди», а полноценная партия, закрывающую все пункты политической повестки и способная конкурировать с ЕР.