Фальстарт 1920 года

100 лет назад урегулировать «спор славян между собою» опять не удалось

«Оставьте: это спор славян между собою / Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою», – писал Пушкин «клеветникам России», комментировавшим очередную русско-польскую войну. Действительно, спор был старый и в чем-то и правда домашний: то поляки обосновались как дома в Москве в начале XVII в., то русские в Варшаве – с конца XVIII в. Разделенные империями на три части поляки, правда, нарушали идиллию, поднимая восстания. Но все же весь XIX век спор оставался «взвешенным судьбою» – Варшава была российским городом.

Крушение трех империй (российской, германской и австро-венгерской) в конце Первой мировой войны стало для польского национального чувства манною небесной – в ноябре 1918 г. границы, разделявшие народ, перестали существовать. Бушевали революционные смуты, так что можно было возмечтать о реставрации многонациональной Речи Посполитой в границах 1772 г. Начальник новорожденного государства Юзеф Пилсудский успешно формировал армию для наступления на запад против немцев и на восток против русских.

Навстречу польским легионерам выдвигалась Красная армия. Советской России было в это время не до войны с Польшей – она отбивалась от белых и интервентов на все четыре стороны света. На этот фронт отрядили не самые сильные военные части, и за полгода поляки захватили Вильно и Минск. Пилсудский грезил о большой федерации Польши с зависимыми от нее Литвой и Украиной, белорусам обещали невнятную автономию. Во второй половине 1919 г. война стихла. Пилсудский не хотел помогать Деникину, который шел на Москву и не скрывал стремления восстановить единую неделимую Россию в границах 1914 г.

Решающее столкновение Второй Речи Посполитой и Советской России пришлось на 1920 г. 25 апреля польские войска двинулись на Киев. Накануне Пилсудский заключил договор с головным атаманом Украинской народной республики Симоном Петлюрой, который на радостях признал права Польши на Галицию. Киев должен был стать столицей небольшого зависимого от Польши буферного государства. Удар был довольно неожиданным для Рабоче-крестьянской красной армии (РККА), и 7 мая 1920 г. поляки были в Киеве.

Пилсудский посеял ветер и пожал бурю. Его укол был болезненным для Москвы, но угрозы стратегического поражения не нес, зато давал отличный повод для нового похода на запад. 5 июня, подтянув резервы, РККА прорвала фронт Войска польского. 12 июня красные были в Киеве. В июне – июле 1920-го они продвинулись на запад еще на 600 км, взяв Минск, Вильнюс и Гродно. 1 августа РККА была уже в Бресте. Оборотной стороной этого похода была усталость красноармейцев и отставание тылов.

Поняв, что красные могут пойти дальше, польское руководство обратилось за защитой к лидерам Антанты, и Великобритания предложила свое посредничество при условии, что граница пройдет по так называемой линии Керзона, которую в Лондоне считали границей этнической Польши (эта линия примерно соответствует современной восточной границе Польши). Польское руководство нехотя согласилось, но Москва отказалась от британского посредничества (как не вспомнить Пушкина), Ленин согласился лишь на двусторонние переговоры.

А тем временем Красная армия вошла на территорию этнической Польши. Было создано коммунистическое правительство «советской Польши» (Польревком), благо в советском руководстве были видные поляки Феликс Дзержинский и Юлиан Мархлевский. Красные войска приближались к Варшаве, командующий Западным фронтом Михаил Тухачевский надеялся развернуть наступление через Варшаву на Берлин – в самое сердце капиталистической Европы. Ленин уже обсуждал возможность советизировать еще и Венгрию. Но поляки не захотели жить в условиях «военного коммунизма». Тысячами они вступали в армию Пилсудского, откатившуюся до Вислы.

В первой половине августа 1920 г. Западный фронт РККА вышел на подступы к Варшаве, а Юго-Западный (командующий Александр Егоров, член РВС Иосиф Сталин) – к Львову, где начались бои с участием 1-й конной армии. Главком принял решение о перенаправлении армии в помощь Западному фронту, но этот приказ был получен, когда 1-я конная уже пошла на штурм Львова. Вывести армию из сражения немедленно было нельзя, и командование фронта не стало прекращать операцию. В результате и взять город не удалось, и помощь Западному фронту не оказали. В дальнейшем этот эпизод породил большие споры о том, кто из руководителей красных фронтов виноват в военной катастрофе.

16 августа Пилсудский перешел под Варшавой в контрнаступление во фланг Западному фронту, подсекая его как траву косой. Десятки тысяч красноармейцев попали в плен. 12 октября поляки вошли в Минск.

В этот день было заключено перемирие, а 18 марта 1921 г. – Рижский мирный договор, по которому Польша получала западные части Украины и Белоруссии. Возникло многонациональное государство, предпринимавшее усилия по полонизации многонационального населения.

«Старый спор» не был окончен, его решит Вторая мировая война.