Последний рыцарь либерализма

Что читается в программном интервью Алексея Кудрина

Много личных воспоминаний – про хоккей, про детство в военном городке, про студенческие годы. Есть и небольшая сенсация: 15 лет назад на Кудрина готовилось покушение из-за его неподкупности. Но главное – Алексей Леонидович в своей спокойной и корректной манере подверг разгромной критике экономические итоги десятилетия, прошедшего с его отставки. «Чтобы более 10 лет оставаться практически с минимальным ростом в пределах 1% – такого даже в советское время не было. Можно и глубже копнуть – с середины ХIХ в.», – сказал бывший министр финансов. При этом он тактично напомнил, что при нем «экономический рост России в среднем за 11 лет составил 5,3%». Политической остроты прибавили воспоминания о том, как сам Кудрин участвовал в митингах оппозиции в 2011–2012 гг., где «говорил то, что думаю». Далее, как и полагается публичному политику, Кудрин отчитался о доходах и имуществе. И наконец, заявил, что у него есть миссия: «Я отношусь к тому поколению, которое искренне хотело сделать Россию успешной».

Запрос на либеральную оппозицию растет. Семилетнее падение доходов населения больно ударило по среднему классу. Он все сильнее политизируется, а действующая власть в его глазах все прочнее ассоциируется с тупиком и застоем. А события в Белоруссии убедительно показали, что средний класс может быстро стать большой силой.

Поднять знамя либеральной альтернативы могут не только внесистемные лидеры, но и политики от правящего класса. И для него Кудрин – почти идеальный герой. Компетентный технократ, он одновременно является и личным другом Владимира Путина, и одним из самых уважаемых российских чиновников на Западе.

В своем интервью Кудрин намечает программу, которая обречена понравиться очень многим. Бизнесу будет близок тезис, что экономике нужны приватизация и структурные реформы. Среднему классу – мысль (слегка, кстати, парадоксальная для Мистера Нет), что нужно тратить на поддержку экономики и граждан вдвое больше денег из стабфонда. И те и другие хотят услышать про нормализацию отношений с Западом. В то же время Кудрин хвалит некоторые действия правительства и тепло говорит о президенте. Эта программа универсальна. Она сочетает оппозиционность и преемственность, либерализм и популизм. Ее можно использовать и в электоральной баталии, и в привычном для Кудрина жанре think tank.

Одна загвоздка. Тупик, в который действительно сегодня попала Россия, стал результатом в том числе и той политики, которую проводил сам Кудрин. Темпы роста падают, а долги и неравенство растут по всему миру. Глобализация испытывает системный кризис, а мир стремительно распадается на враждующие блоки. Так что Кудрин может поднять либеральное знамя. Но делать это придется на фоне глубокого кризиса упрощенной и начетнической либеральной идеологии.