Со всем уважением к бизнесу

Предупреждение предпринимателя о предстоящей блокировке счетов – правильная модель

Минфин согласился с предложением Общероссийского народного фронта обязать налоговую службу всегда предупреждать налогоплательщиков о возможной блокировке счетов. Казалось бы, техническая корректировка, еще одна процедура уведомления. На самом деле это принципиально новый взгляд на отношения налоговиков и предпринимателей, переход от презумпции виновности, «докажи, что не нарушал», – к «есть признаки проблемы, давайте вместе разберемся».

О каких блокировках счетов идет речь? Например, если ФНС считает, что нарушены сроки предоставления отчетности или уплаты налогов, логично, что, как любой оператор сбора задолженности, она принимает обеспечительные меры, самая очевидная из которых – заблокировать счета предпринимателя. При этом возможны технические ошибки (декларации и отчетности поданы, но не учтены в системе; у налогоплательщика режим УСН, а с него хотят получить НДС и т. д.). В конце концов, даже суммы реальной задолженности могут быть несопоставимо малы по сравнению с объемами заблокированных средств.

На практике получается так: злостные неплательщики, предполагая, что счета будут заморожены, идут на уловки и успешно минимизируют потенциальные потери от блокировок. А добросовестные предприниматели, которые могут даже не ожидать, что к ним есть претензии со стороны налоговиков, сталкиваются с неприятными сюрпризами.

По разным оценкам, от четверти до трети блокировок счетов происходят из-за внешних ошибок – контролирующих органов или банка, увидевших признаки недобросовестного поведения, которые не подтвердились, и т. п. Еще одна головная боль бизнеса (а вместе с ним и банкиров) – это, конечно, соблюдение «противоотмывочного» закона 115-ФЗ и необходимость для банка принимать в отношении подозрительных операций мер, среди которых – отключение дистанционного обслуживания и перевод счетов на ручное управление или блокировка счетов и внесение клиента в черный список. Здесь также требуется больше коммуникаций с предпринимателями, и не с позиции силы. Так что предупреждение со стороны налоговой службы – это правильная модель, с ключевой идеей уважения к бизнесу со стороны государства.

И хотелось бы увидеть ее развитие: регулятивная среда должна исходить из того, что бизнесу должно быть удобно отчитываться, платить сборы и налоги, подавать декларации и справки. Единое окно, даже (давайте помечтаем) экосистема для получения предпринимателем госуслуг, информации, использования субсидий, льгот, программ поддержки, гарантий по кредитам – и предоставления своих данных, отчетов и оплаты всех платежей и налогов. Это снизит трудозатраты, поддержит малый бизнес, одновременно повысит собираемость налогов, качество и оперативность статистики. Вероятно, оператором такой экосистемы может стать именно ФНС, хотя другие варианты также возможны.