Слишком жесткий дискаунтер

Три проблемы для «Чижика»

Крупнейшая розничная компания России X5 Retail пополнила свой портфель брендов новым проектом жесткого (крайне дешевого) дискаунтера «Чижик», который планирует развивать в федеральном масштабе. До сих пор жестким дискаунтером можно было считать, пожалуй, только «Светофор».

За пару дней до объявления о запуске «Чижика» Ян Дюннинг, президент и генеральный директор сети «Магнит», в интервью Forbes заявил, что развитие дискаунтеров – это не реакция на сокращение доходов населения, а ответ на то, что российский потребитель становится все более похож на европейского. Мол, дискаунтеры – это прежде всего ассортимент гарантированного качества, которому доверяет покупатель.

Но это в Европе. А у нас – вопросы.

Появление «Чижика», конечно, своевременно – доходы населения падают, рубль слабеет, продолжение эпидемии чревато дальнейшей безработицей. Возможность купить самые важные товары по низким ценам выглядит привлекательно. Однако у низких цен есть обратная сторона: чтобы заработать, предлагая товар по низким ценам, нужен серьезный масштаб – сотни, может тысячи, магазинов. И вот тут стоит разобраться.

Низкие цены в рознице достигаются обычно за счет поставщика. Закупочные запросы сетей эконом-класса уже сейчас агрессивны и сжимают маржу производителя до минимума. Дальнейшее снижение цен для небольших и средних производителей может привести к уходу маржи в минус, а для крупных – к ее снижению до значений, неинтересных для предприятий. Значит, вероятен уход с рынка многих региональных поставщиков, не способных за счет масштаба деятельности удержать маржу на должном уровне.

То же самое касается и производства собственных торговых марок (СТМ). Планируется, что «Чижик» будет продавать 60% продуктов под СТМ. Такие продукты, удовлетворяющие требованиям и по цене, и по качеству, должны производиться крупными партиями на высокоавтоматизированном производстве с низкой себестоимостью, с минимальными административными расходами – так во всем мире. Но в России крайне мало таких предприятий, и они присутствуют далеко не во всех товарных группах, представленных в продовольственном ритейле.

И еще вопрос: где будут располагаться «Чижики»? «Пятерочка», «Магнит» и следующие за ними «Дикси», «Красное и белое», «Вкусвилл» разобрали почти все приличные локации и даже начали строить свои отдельно стоящие магазины. Качественной коммерческой недвижимости в России мало, а «Чижиков» для реализации бизнес-модели жесткого дискаунтера надо много.