Slack Technologies выгодно продалась Salesforce

Бизнес компании растет на фоне пандемии

Кто сказал, что период пандемии – плохое время для продажи бизнеса? Американская компания Slack Technologies, разработчик одноименного корпоративного мессенджера, на этой неделе была продана за очень внушительные $27,7 млрд. И, как отмечает The Wall Street Journal, это стало возможно во многом благодаря пандемии, которая привела к быстрому росту спроса на ПО для удаленной работы, в том числе и на Slack. По данным аналитической фирмы Sensor Tower, число установок мессенджера в 2020 г. выросло на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Абсолютный рекорд был зафиксирован в марте, в самый разгар первой волны, – 1,8 млн скачиваний.

Покупателем Slack Technologies стал другой американский разработчик ПО – компания Salesforce. По условиям соглашения, о котором было объявлено 1 декабря, акционеры Slack Technologies получат $26,79 и 0,0776 обыкновенных акций Salesforce за каждую акцию Slack Technologies. Сделка должна быть закрыта до 31 января 2022 г. Она является одной из крупнейших в секторе разработчиков ПО наряду с покупкой компанией Microsoft соцсети LinkedIn за $26 млрд в 2016 г. и приобретением IBM компании Red Hat за $34 млрд в 2018 г.

Примечательно, что до 25 ноября рыночная капитализация Slack Technologies составляла около $17 млрд, однако после того, как информация о возможной покупке мессенджера компанией Salesforce стала известна СМИ, акции Slack Technologies подскочили в цене на 38%, а капитализация превысила $25 млрд. Как сообщает Forbes, в результате сделки состояние сооснователя и гендиректора Slack Technologies Стюарта Баттерфилда увеличилось на $235 млн до $1,45 млрд. После закрытия сделки Slack Technologies станет подразделением Salesforce, которое Баттерфилд и возглавит.

Slack Technologies основана в 2009 г., мессенджер Slack был запущен в 2013 г. Компания довольно активно привлекала инвестиции. В начале 2014 г. она получила $42,75 млн от фондов Andreessen Horowitz, Accel Partners и The Social + Capital Partnership (на тот момент мессенджером ежедневно пользовались 60 000 человек, платили за сервис 15 000), в конце того же года – $120 млн от фондов Kleiner Perkins Caufield & Byers и Google Ventures (268 000 пользователей, 73 000 – на платной основе), в 2015 г. – $160 млн от фондов Horizons Ventures, DST Global, Index Ventures, Spark Capital и Institutional Venture Partners (750 000 и 200 000 соответственно), через год – $200 млн от консорциума инвесторов во главе с Thrive Capital, в 2017 г. – $250 млн от Accel Partners и SoftBank Group. В 2019 г. компания провела IPO с помощью прямого листинга на NYSE, в ходе которого ее оценили в $16 млрд. Бизнес Slack Technologies растет: во II квартале 2021 финансового года (закончился 31 июля 2020 г.) выручка увеличилась на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого финансового года до $215,9 млн, а операционный убыток сократился до $68,6 млн с $363,7 млн. Количество платных пользователей мессенджера Slack выросло за указанный квартал на 130 000 человек.

Как сообщает CNBC, сделка между Salesforce и Slack Technologies поможет укрепить позиции мессенджера в конкуренции с Teams – продуктом Microsoft, который был запущен в 2016 г. А борьба между ними довольно жесткая, несмотря на видимое неравенство (по данным компаний, на конец марта 2020 г. у Slack было 12,5 млн активных пользователей в сутки, а у Teams – 75 млн): летом 2020 г. Slack Technologies пожаловалась на Microsoft в Еврокомиссию, обвинив ее в нарушении свободы конкуренции и использовании доминирующего положения для распространения Teams через другие продукты, в том числе через Office.