Вкус и привкус «Массандры»

Вместе с культовым брендом компания «Южный проект» купила и проблемы
Евгений Разумный / Ведомости

Сделка недели на российском рынке – приватизация крымского объединения «Массандра» компанией «Южный проект», подконтрольной банку «Россия», – знаковое событие. «Массандра» – один из наиболее узнаваемых винодельческих брендов постсоветского пространства, ведущий свою историю от предприятия, заложенного еще в 1894 г. главным виноделом Удельного ведомства в Крыму и на Кавказе князем Львом Голицыным. «Массандра» – важный элемент ДНК Крыма, вкус черноморских летних вечеров. Банк «Россия» – финансовый институт, крупнейшими акционерами которого являются Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко, давние знакомые президента Владимира Путина.

О том, что «Массандру» купят именно структуры Ковальчука, уверенно говорили в отраслевом сообществе еще в конце 2019 г. Будущую сделку специалисты обсуждали в едином контексте с покупкой в декабре 2018 г. Тимченко и его партнерами хозяйства «Усадьба Дивноморское», выпускающего премиальные вина и ранее входившего в «Абрау-Дюрсо». В кулуарах эти события считали важным сигналом – инвестиции «таких людей» в винодельческие активы могут свидетельствовать о поддержке развития этой отрасли и служить знаком для делового сообщества, что настало время вывести российское виноделие на новый уровень.

Но вместе с культовым брендом, знаменитой коллекцией вин и наследием «Массандры» новый владелец приобрел и проблемы. «Массандра» – это объединение нескольких предприятий, включающих виноградники, заводы первичного и вторичного виноделия разного уровня технологий. Портфель продуктов отражает традиции и наследие, но не вполне соответствует общему тренду рынка, движущегося от крепленых, десертных и полусладких вин к сухим тихим винам международного стиля, ставку на которые сделали не только кубанские виноделы, но и новые проекты в Крыму (Alma Valley, Satera и др.).

Виноградники «Массандры» тоже не все одинаково хороши. Да и истории о многочисленных подделках знаменитых крымских вин в 1990-е гг. не забылись. В общем, все это хозяйство требует тщательной ревизии, оптимизации и управленческой (а возможно, и технологической) модернизации. Собственных компетенций у банка «Россия» в этой сфере нет, и новым акционерам «Массандры» придется привлекать новых экспертов извне, а специалистов, имеющих опыт управления винодельческими активами такого класса, их оздоровления, в России единицы.

И все же приватизация «Массандры» – хорошая новость. Частный инвестор, тем более обладающий таким административным ресурсом, должен вывести это предприятие на новый уровень. И для инвесторов, готовых играть вдолгую, это тоже позитивный знак: виноделие пользуется поддержкой и является потенциальным источником политических выгод и дивидендов.