Основанный русским британский стартап поставил рекорд IPO

Arrival Дениса Свердлова оценен в $13,6 млрд

Британский стартап Arrival, основанный бывшим замминистра связи России и одним из создателей бренда Yota – Денисом Свердловым, объявил 25 марта о начале торгов акциями компании на NASDAQ. Стартап стал публичной компанией, пройдя через так называемое обратное поглощение специализированной компанией – CIIG Merger Corp. Сделка позволила Arrival привлечь $660 млн при оценке в $13,6 млрд. В результате этот выход на биржу, согласно данным Dealogic, стал крупнейшим в корпоративной истории Великобритании – до этого рекорд принадлежал Granada Media, которая во время IPO в 2000 г. была оценена в $11,4 млрд.

Arrival была основана в 2015 г. для разработки и производства электрифицированного грузового транспорта для логистических компаний. Стартап обещает сделать свои электрические минивэны конкурентоспособными по цене с бензиновыми аналогами и со значительно более низкой общей стоимостью владения. Производство, как обещается, будет налажено на масштабируемых микрофабриках. Они роботизированы, но все равно требуют 250 человек в штате на одну фабрику, стоимость развертывания которой, по оценке Arrival, составляет $45–50 млн. В 2021 г. Arrival планирует запустить первые три фабрики: две – в США и одну – в Великобритании.

В отличие от своего предыдущего детища, Yota, выпускавшего, в частности, смартфон с двумя экранами YotaPhone, со специализацией нового проекта Свердлов, похоже, попал в точку. Arrival не стала конкурировать с растущими по всему миру стартапами, производящими легковые электромобили, а сразу выбрала узкую, но емкую нишу легкого коммерческого транспорта. Заказы и инвестиции не заставили себя долго ждать. В начале 2020 г. Arrival привлекла 80 млн евро от Hyundai Motor Company и 20 млн евро – от Kia Corporation (в то время Kia Motors Corporation). В рамках того раунда финансирования стартап был оценен в 3 млрд евро, так что, прежде чем поставить абсолютный рекорд по оценке при выходе на биржу среди британских компаний, Arrival стала одним из крупнейших британских единорогов. Кроме того, компания подписала соглашение о поставке 10 000 транспортных средств американской UPS. Сумма контракта, по информации Bloomberg, составила $1,2 млрд. По его условиям UPS может докупить еще 10 000 единиц в приоритетном порядке. А в октябре 2020 г. департамент транспорта Москвы заявил, что обсуждает с Arrival возможность производства электробусов в столице. В любом случае, как сообщает Arrival, первые электробусы появятся не раньше конца 2021 г., а первые электровэны – во второй половине 2022 г.

По условиям сделки Arrival с CIIG Merger Corp. Свердлову принадлежит 76% акций объединенной компании. В первый день торгов ее акции сначала росли (максимально на 14%), потом падали (максимально на 18%), а к закрытию пришли с ценой $22,8, что на 4% выше первоначальных в $22 за акцию. На следующий день, 26 марта, цена закрытия составила $22,3. В результате Forbes оценил состояние Свердлова в $10 млрд, а Bloomberg – в $11 млрд.

Несмотря на успешный выход на биржу, наличие крупных заказов, серьезных инвесторов и представленного в начале марта прототипа электровэна, настоящим испытанием для Arrival будет запуск микрофабрик и серийного производства. Пример печально известного американского стартапа по производству электрических пикапов и грузовиков Nikola (его акции рухнули с $66 в июне 2020 г. до $14 в марте 2021 г.) показал, что все достижения – и рост капитализации, и крупные заказы, и партнерства – ничего не стоят, если окажется, что заявленные цели невыполнимы.