Коронавирус с широко закрытыми глазами

Эпидемия вытеснена на обочину массового сознания

Эпидемическая ситуация в России на первый взгляд кажется парадоксальной, особенно на фоне жестких ограничений в ряде стран – пока Европа сохраняет большинство ограничений, Россия культивирует имидж «территории свободы», где все открыто и почти все позволено. Складывается ощущение, что страна выпала из общей логики мирового процесса и обживается в собственной альтернативной реальности.

Невозможно при этом отрицать сам факт третьей волны: статистика заболеваемости остается высокой, а в некоторых регионах тенденция к снижению числа заражений развернулась в обратную сторону. За последние три месяца избыточная смертность по стране выросла с 18 до 27%.

Однако сама тема эпидемии полностью вытеснена из общественного пространства. Сюжет выдохся, зафиксировался на уровне ритуала. Утихли яростные споры, которые разрывали общество на ковидофобов и ковид-диссидентов год назад; власть, запутавшись в противоречивых сигналах, предпочла сменить повестку. «Темы ковида больше нет. Ни для граждан, ни для власти, ни для ее критиков. Она уже давно истерлась от частого употребления, – говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. – Сейчас и вспоминать про нее как-то неприлично: как либералам – про надежды на медведевскую оттепель, а лоялистам – про войну в Сирии. Вспоминается момент «Южного парка», герои которого пытаются собрать денег на помощь больному СПИДом, но им быстро разъясняют, что на СПИД теперь никто не пожертвует, «это прошлый век, СПИД был в моде в 80–90-е, сейчас как-то рак на пике».

Логику государства можно объяснить позицией – мы для вас сделали все, что могли: дали бесплатную вакцину, майские праздники, привитого президента, дальше решайте сами. А то, что вы, как дети малые, не хотите пользоваться возможностью, так это ваша проблема, пора быть самостоятельнее. В результате общество сегрегировалось на «просвещенное и осознанное» вакцинированное меньшинство и тот самый «глубинный народ», который по плохо изученным причинам застыл в ожидании или отдался потоку судьбы.

Признание проблемы несуществующей в ситуации, когда решать ее не хочется, – элемент национальной политической культуры. Вместе с тем сеансом коллективной психотерапии ситуацию не выпрямишь, пули продолжают свистеть. Либо надо утвердить в качестве национального выбора попытку стоически пройти через эпидемию, не оглядываясь на потери. Либо поддержать чрезвычайность момента и переходить на стимулы средней жесткости, т. е. делать положение людей, отказывающихся от вакцинации, более некомфортным. В частности, поставить этапность снятия разного рода ограничений в зависимость от темпов вакцинации.