Сильные учителя или сильные одноклассники

Какие критерии выбора школы важнее для родителей
Что, на мой взгляд, важно при выборе начальной школы? Во-первых, это психологический комфорт для ребенка: его никто не должен обижать – ни учителя, ни чужие родители, ни одноклассники

Самое важное для родителей при выборе школы – это какие учителя там работают. К такому выводу пришли эксперты центра Общероссийского народного фронта «Национальные ресурсы образования», опросившие 3000 родителей в 10 регионах. Учителей в качестве одного из главных приоритетов назвали 70,9% родителей.

На втором месте по важности расположение школы – на это обращают внимание 66,4% респондентов, далее идут организация учебного процесса (54,6%), учебные результаты (51%), безопасность (48,2%), материально-техническое обеспечение школы (46,3%) и психологический климат (45,9%).

Безусловно, у такого опроса есть важный недостаток: любая школа на самом деле состоит из двух, а то и трех школ – начальной, средней и старшей. И критерии для отбора первой и последней очень сильно отличаются. Тем не менее на эти результаты мне было интересно посмотреть, особенно с учетом того, что они в чем-то отличаются от моих собственных критериев.

Что, на мой взгляд, важно при выборе начальной школы? Во-первых, это психологический комфорт для ребенка: его никто не должен обижать – ни учителя, ни чужие родители, ни одноклассники. Во-вторых, это одноклассники – они должны быть умными и культурно близкими; я хочу, чтобы моим детям было на кого равняться, и не хочу, чтобы главной темой обсуждения в школе было то, у кого круче машина и iPhone. Ну и в-третьих, это местоположение – хотелось бы, чтобы школа находилась не слишком далеко от дома; тратить по часу туда и обратно на дорогу можно, но тяжело и для детей, и для взрослых.

Для старшей школы приоритеты уже совсем другие – они сильно смещаются в сторону непосредственно учебы. Во-первых, это сильные учителя, во-вторых, программа, а в-третьих, снова сильные одноклассники. По сути, эти критерии ничем не отличаются от критериев по выбору университета. Конечно, психологический комфорт, безопасность, оснащение – это тоже важные факторы. Но во взрослой жизни они не будут всегда идеальными – главное, чтобы планка не опускалась ниже определенного уровня.

Получается, что если сравнивать мои критерии с результатами опроса, то существенная разница одна: если верить исследованию, то успешность одноклассников мало волнует родителей. Не знаю, в чем тут дело, – респондентам не предоставили такой опции или родителей, которых опрашивали, одноклассники их детей на самом деле не волнуют.

Но нередко ученики и студенты определяют уровень школы или университета в большей степени, чем все остальные факторы. Это хорошо видно на примере многих российских университетов, в которых преподают по давно устаревшим программам вышедшие в тираж преподаватели: за счет старой репутации таким университетам удается набирать сильных студентов, которые продолжают тянуть уровень вуза вверх.

Можно ли оценить, насколько сильными будут одноклассники? В начальной школе это объективно сделать сложно. А вот в старшей школе – вполне. Для этого, например, подойдут результаты по предметным олимпиадам предыдущего класса и средние оценки ГИА.

Автор – независимый обозреватель