Генетические танцы на граблях

В поисках идеологии добрались и до генетики
Сочинить государственную или там национальную идеологию не получится

Академик РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения Талия Хабриева на конференции в Конституционном суде предложила заняться выявлением «генетически присущих» ценностей нашего народа, чтобы он нашел наконец свою идентичность и появилась возможность закрепить в Конституции «единую идеологию». Эти ценности – духовность, коллективизм, патриотизм, острое неприятие социальной несправедливости.

В сущности, ничего нового – руководящая и направляющая сила у нас уже есть, только не партия, а человек. Борис Грызлов, выдвинувший более 10 лет назад идею «национального лидера», примерно равную понятию «елбасы», а затем Вячеслав Володин, приравнявший Путина к России, уже выступили в духе известного немецкого теоретика (и практика – в годы третьего рейха) права Карла Шмитта – воля народа воплощается в суверене. Закрепил эту теорию Владислав Сурков своей концепцией непосредственного флюидообразного общения высшего руководителя с «глубинным народом», минуя разнообразные институты. Их существование закреплено в Конституции, но на самом деле они являются ритуальными и имитационными. В чем, в сущности, можно с Сурковым согласиться. Не хватает в Основном законе идеологии, как в былые времена.

Кажется, зреет пакетное решение: чтобы два раза не вставать и не изменять Конституцию только в смысле продления полномочий президента или закрепления за Путиным роли «елбасы», генетически присущей всем нашим вождям, можно заодно закрепить и норму о госидеологии. Ее «прекрасные черты» известны – они, правда, присущи не только российскому народу, но и программам всех партий ультраконсервативного толка, обретающих популярность в разных странах. У них тоже в центре внимания и патриотизм, переходящий в национализм, и коллективная идентичность, и острое неприятие социальной несправедливости в лице всяких понаехавших, а духовность и вовсе так и прет. Получается, не совсем в генетике дело. А в марксистском бытии, определяющем сознание.

К тому же генетика самым духовным из вождей, к которому сейчас тяготеют массы, была объявлена лженаукой. Наши родные коллективизм и патриотизм гневно отвергли вейсманизм-морганизм. И не нам теперь его восстанавливать в правах. Что уж говорить о генах россиян: сейчас в моду вошли ДНК-тесты, так один знакомый обнаружил у своей подлинно русской супруги ген масаи. Вот уж я бы не стал экспериментировать, да еще в сфере конституционного права, с генетикой.

Даже если сильно захотеть пойти против традиции, которую в годы единственно верного учения можно было найти в сборнике «Конституции буржуазных государств», традиции, основанной на послевоенном, постнацистском понимании правовых и общечеловеческих ценностей, сочинить государственную или там национальную идеологию не получится. Такие попытки предпринимались, и не один раз, – спросите у старожилов Старой площади и Кремля. Выглядело ровно так, как это описано у Виктора Пелевина: «– Задача простая, – сказал Вовчик, – напиши мне русскую идею размером примерно страниц на пять. И короткую версию на страницу... Чтобы такую духовность чувствовали, *****, как в сорок пятом под Сталинградом, понял?»

Роман «Generation П» увидел свет 20 лет назад – все уже описано до академиков. Тогда же в клубе «2015» были сочинены возможные сценарии развития страны. Один назывался «Отравленные грабли». Вот все ровно по нему и идет – в деталях. Ведь танцы на отравленных граблях – генетически присущее нам искусство.

Автор — руководитель программы «Внутренняя политика» Московского центра Карнеги