«Балет»: особенности Национального театра

На видеосервисе Wink стартует новый сериал от режиссера Happy End

Обычное ЧП позднего СССР: юная балерина, на которую точит зубы КГБ, не возвращается домой с американских гастролей. Вновь в Москве она окажется лишь 40 лет спустя, но уже в ином статусе. Теперь ее зовут Рута Майерс (в этой роли – Алла Сигалова, один из главных российских хореографов), она гражданка США, а еще – мировая звезда современного танца.

Новый директор ведущего столичного театра Корнеев (еще один чиновник в коллекции Федора Бондарчука – после сериала «Год культуры» и фильма «Два дня») по-мефистофелевски точно выбрал момент, чтобы предложить заокеанской диве постановку на родной сцене – Майерс переживает творческий кризис и ищет вдохновение. Опытный царедворец сразу подобрал правильные слова. За 40 лет, искушает Корнеев, многое изменилось – подход, люди, страна. Майерс вряд ли поверила. Но решила на всякий случай проверить.

«Балет» (с 18 мая на Wink) поневоле рифмуется с другой недавней премьерой Wink (копродакшн с «Кинопоиском») – сериалом «Актрисы» Федора Бондарчука. Тем более что примерно половина продюсерской группы та же: Федор Бондарчук от «НМГ студии»; Сергей Бондарчук, Алексей Киселев от «Студии Видеопрокат». Оба сериала в полной мере эксплуатируют интерес к закулисью главных театров страны, хотя благоразумно дистанцируются и предпочитают псевдонимы: актрисы из «Актрис» служат в некоем Главном драматическом, танцовщики «Балета» – в не менее вымышленном Национальном театре России. Продюсерский расчет более чем логичен – даже странно, что фильмов-сериалов о «нашем всем» так мало. У каждой страны ведь свои бренды: Бэтмен, Русалочка, «Форсаж» – у Голливуда, мушкетеры и Астерикс – у Франции, у нас – Большой и МХТ.

/ Wink / НМГ

При всех тематических сходствах подходы в сериалах принципиально разные. Если «Актрисы» явно заворожены небесной механикой звездных карьер, то в фокусе «балетного» сюжета – не столько судьбы, сколько стресс-тест престарелого театрального организма. Затеянная «эффективным управленцем» Корнеевым «перестройка» саботируется на местах. Красивые слова о чуде искусства покрывают коррупционный бизнес, помноженный на семейственность (жена худрука зарабатывает на буфете и парковке, сын худрука – премьер труппы, дочь – пиар-директор театра). Олигархи-меценаты приобрели некоторый европейский лоск, который легко смывается в сауне с полуголыми девицами. Завязка сериала откровенно мелодраматическая: ради постановки Руте Майерс приходится иметь дело с виновниками своей эмиграции – бывшей подругой и некогда (все еще?) любимым человеком, которые теперь супруги. Но главный конфликт – это столкновение мировоззрений. Человек чистого искусства против цинизма и энтропии.

Снял «Балет» выпускник «Гоголь-центра» и киношколы «Индустрия» Евгений Сангаджиев (сам постановщик предпочитает указывать в титрах только фамилию), который громко дебютировал как режиссер с сериалом Happy End (2020 г.) о вебкам-бизнесе для платформы more.tv.

/ Wink / НМГ

Лейтмотив двух сангаджиевских сериалов – эмансипация телесного. В «Балете», конечно, не будет столько наготы и постельных сцен, как в Happy End, но будет собственно балет – и тоже стильно снятый. Уникальная история – танцовщиков действительно играют танцовщики. В важных ролях задействованы солисты Большого театра, Мариинского театра, театра «Балет Москва», Театра балета Бориса Эйфмана, Новосибирского театра оперы и балета. Всего через кастинг прошло около 1000 артистов балета. Специально для сериала лауреат «Золотой маски» Владимир Варнава – он также появляется в одной из ролей – разработал и поставил все номера, которые составили танцевальный спектакль «О природе», вошедший в репертуар Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Непрофессиональных актеров укрепили мощным кастом – это и звезда Московского ТЮЗа Игорь Гордин («Танец Дели»), и Ирина Апексимова («Игра в правду»), и Полина Агуреева («Ланцет»), и Евгения Добровольская («Небесный суд»), и др. Но играют они далеких от искусства людей – или артистов «в отставке». Единственное исключение сделали для Руты Майерс. В главной роли начала было сниматься Ингеборга Дапкунайте (о чем напоминает литовская национальность героини). Однако после отъезда из России ее заменила Алла Сигалова – часть сцен даже пришлось переснять. У Сигаловой гораздо меньше драматического опыта, но по первым сериям кажется, что с выбором авторы не ошиблись – такую пластику, наверное, не сыграть. В итоге в кадре теперь нетрудно вычислить человека искусства – внутренне свободный герой даже ходит легко и свободно.

«Балет» – лишь вторая строчка в режиссерской фильмографии Сангаджиева, но двух работ уже достаточно для первых обобщений. Судя по всему, его особенно интересуют закрытые сообщества, чьи нравы, законы, болезни в гипертрофированной форме зеркалят общество в целом. Театр из сериала делит с Большим лишь узнаваемый фасад – интерьеры снимали уже в других местах. Сами герои не имеют прямых прототипов. Однако особенности Национального театра характерны не только для театра или только учреждений культуры.