«Лада Голд»: в гостях у сказки

На «Иви» вышел комедийный сериал про двух неудачников, бандитов и автомобиль из чистого золота

В 1999 г. тольяттинский следователь Огурцов (Иван Фоминов – «Чики», «Многоэтажка») арестовал преступную группировку криминального авторитета Дасыгина по кличке Мидас (Павел Прилучный – «Мажор», «Девятаев») и упек ее членов за решетку на многие годы. А незадолго до этого Мидас собрал все, какое было, бандитское золото, повелел мастерам с «АвтоВАЗа» сделать из него машину и никому о том не сказал, даже ближайшим своим соратникам.

Прошло время, наступили «наши дни». Внука Мидаса по имени Артур (Роман Евдокимов – «Библиотекарь», «Мажор в Сочи») депортируют из Нидерландов. Прилетев в родной Тольятти, он неожиданно для себя попадает на похороны деда и видит там трех смутно знакомых с детства дедовских дружков и одну подругу. Все они неласково смотрят, все одержимо ищут потерянное золото, за которое готовы перегрызть друг другу глотки. И, что еще хуже, все почему-то убеждены, что уж Артур-то точно должен знать, где оно спрятано.

По странному совпадению (которое, хочется надеяться, потом окажется продуманным сюжетным финтом) в этот же день хоронят и Огурцова. Внук покойного – лузер Паша (Эльдар Калимулин – «Эпидемия», «Химера») – получает в наследство старую «четверку», много лет пылившуюся в дедовом гараже, и, поскоблив краску на дверце, видит, что машина не простая, а золотая. Вскоре пути обоих внуков пересекутся, и очумевшие от страха Артур и Паша будут мчаться на антикварных «Жигулях», спасаясь от разыскивающих их бандюганов.

Созданный продюсерской компанией «Среда» (известна по сериалам «Нулевой пациент», «Химера», «Пищеблок», «Разрешите обратиться» и т. д.) сериал «Лада Голд» – многофигурная криминальная комедия про «большой куш» с быстрым монтажом, несколькими пересекающимися сюжетными линиями и черным юмором. Сперва кажется, что перед нами еще одна попытка воспроизвести «Карты, деньги, два ствола» на российском материале, но все-таки режиссер Никита Власов («Мажор в Сочи», «В Бореньке чего-то нет») и сценарист Егор Чичканов («Елки», «И снова здравствуйте!») действуют мудрее.

Едва успев закончиться, девяностые в российской культуре стали восприниматься как мифологически-былинное время / Продюсерская компания «Среда»

Ранний Гай Ричи для них не столько объект восторженного подражания, сколько элемент ироничной игры в девяностые. В стилизованных под старую видеосъемку флешбэках – квадратный экран, квелые цвета – Огурцов носит смешные милицейские усы и очки-авиаторы, а Мидас сверкает золотой фиксой. Названием и центральным образом машины сериал прозрачно отсылает к «Бумеру» и еще, пожалуй, к «Восьмерке» (действие обоих фильмов происходит в том самом 1999 году).

Едва успев закончиться, девяностые в российской культуре стали восприниматься как своего рода мифологически-былинное время. «Лада Голд» извлекает из эпохи ее мифологический подтекст и разыгрывает его перед зрителем в пародийных, почти карнавальных образах. История создания золотой «четверки» в самом начале дается в виде детской сказки на ночь. Во второй серии в роли сказителя-рапсода выступает дюжий охранник (Дмитрий Журавлев – «И снова здравствуйте!») гаражного массива, который рассказывает подруге о конфликте Огурцова и Мидаса как о былинном противостоянии двух богатырей (дополнительный комизм ситуации придает то, что он использует свой рассказ как инструмент сексуального соблазнения). Золотые «Жигули» влекут за собой длинный шлейф образов, начиная от библейского золотого тельца и заканчивая постперестроечной легендой о пропавшем золоте партии. Ну и героя Прилучного, конечно, не случайно называют Мидас – как царя из древнегреческих мифов, умевшего одним прикосновением все на свете превращать в золото. Чтобы как-то обосновать античное прозвище у криминального авторитета, авторам даже пришлось в придачу к имени МИхаил изобретать не очень убедительно звучащую фамилию ДАСыгин.

Собственно, сюжет и завязывается на столкновении сказочно-мифического прошлого и будничного настоящего. Криминальные друзья Мидаса – отсидевшие свои гигантские сроки, вынырнувшие из той эпохи прямиком в нынешнюю, – словно восставшие мертвецы, которым лучше бы покоиться с миром, а не за разбойничьими кладами бегать. «Где мое золото?» – приложив голосообразующий аппарат к шее, замогильным голосом допрашивает Артура демонический Гришка (Игорь Черневич – «Территория», «Оффлайн»). И тот, конечно, в ужасе от такого бесцеремонного вторжения сказки в быль.

Остальные граждане бандиты выглядят не хуже. Меланхоличный Лысый (Кирилл Полухин – «Дурак», «Чужая», сериал «Топи») обучает криминальным премудростям группу стажеров и немного огорчен, что его поучения никто не конспектирует. Играющий витального бандюка Шамрая Даниил Воробьев («Дыхание» и приквел «Майора Грома») эффектно раскрывается в роли блатного шута с пластикой игривого самца гориллы. Женская линия представлена атаманшей Бубой (жанрово неожиданный выход звезды перестроечного кино Марины Зудиной – Светы из «Забав молодых» и Маши из сериала про Дубровского). Пока она главным образом в тени, но зато на экране машет ногами ее подручная – девушка-ниндзя в исполнении Стаси Милославской («На острие», «Огонь»).

Единственное, что хочется поставить в упрек этой остроумно сделанной и неглупой картине, – как-то так вышло, что оба главных героя оказываются тут самыми неинтересными и малообаятельными персонажами. Сопереживать им в их злоключениях – задача непростая, а это все-таки серьезный просчет для авантюрной комедии с макгаффином. Не понятно, почему мы должны желать, чтобы золотая машина осталась у неприятного и скучного Паши, а не досталась бы, скажем, колоритному Шамраю?

Впрочем, до финала еще далеко («Ведомости» ознакомились только с двумя первыми эпизодами), а значит, у Паши с Артуром есть время раскрыться – если не в качестве былинных героев, то хотя бы в качестве вызывающих снисходительную симпатию Иванушек-дурачков.