Трое против ветра

Самое неудачное в кампании опытного политика Надеждина – окружение

«Сплочение вокруг флага» – феномен, которым последние два года объясняют рост доверия ко всем действиям государства. Что он значит? Во время столкновения страны с «внешним миром» граждане – вольно или невольно – делают выбор, с кем они и за кого: за Родину или как бы против. Обычно Родине везет: опросы ВЦИОМа показывают рост доверия к государственным институтам с февраля 2022 г. – тогда начались боевые действия на Украине. В той же мере фиксируют падение протестной активности и большее удовлетворение собственной жизнью.

Тот же ВЦИОМ отмечал, что порядка пятой части граждан готовы говорить о прекращении боевых действий. Вроде бы не очень много, но появления такой электоральной группы достаточно, чтобы при приближении федеральных выборов начать разговор о судьбе так называемых «антивоенных кандидатов».

С февраля 2022 г. наиболее активная часть оппозиции оказалась за рубежом. Фрондеры из числа представителей думских партий не нашли понимания у своего центрального руководства. В политике в это время тоже сработал эффект «сплочения вокруг флага» – добровольный «донбасский консенсус». Главным результатом стал отказ от реальной конкуренции человека, который отвечает за «хранение флага» («основные направления внутренней и внешней политики»).

Наглядное проявление «донбасского консенсуса» – это проект избирательного бюллетеня на президентских выборах. От набора кандидатов (Николай Харитонов из КПРФ, Леонид Слуцкий из ЛДПР, Сергей Малинкович из непарламентских «Коммунистов России») невозможно ждать «сюрпризов». Все они не противоречат, а вторят геополитической повестке Владимира Путина. «Новичок» Владислав Даванков пока не будет пытаться обуздать антивоенную волну.

В конечном итоге, «пацифисты» с февраля 2022 г. на системном уровне были представлены в России лишь «Яблоком», которое со своей площадки планомерно отстаивало идею прекращения огня. Но его основатель Григорий Явлинский после некоторых раздумий также решил остаться в стороне от выборов-2024.

На таком гладком политическом ландшафте выбрать «главного противника режима» оказалось просто – под светом прожекторов оказался Борис Надеждин. Выбор был не случайным. Менеджеры кампании Надеждина снабдили его не одним абстрактным антивоенным лозунгом, а набором конкретных требований, которые нельзя воспринимать иначе как вызов всей системе. Главный – «Завершить СВО – вернуть всех домой» – звучит тревожно для нынешнего времени, но и побочные (европейский выбор, разрушение вертикали власти и пр.) выглядят как «покушение на основы государственного строя».

Делают ли так во времена «донбасского консенсуса»? Подобные программы звучат еще подозрительней, когда их поддерживают эмигранты-иноагенты – Михаил Ходорковский, Иван Жданов, Максим Кац. А еще – когда очевидно: они конкурирует между собой, чтобы обозначить, кто сделал наибольший вклад в президентскую кампанию Надеждина.

К примеру, публичным стал спор Каца и Жданова: блогер, который не смог захватить столичное «Яблоко», жаловался, что соратник Алексея Навального не желает рассылать призывы к поддержке Надеждина по базе «Умного голосования». К сожалению, неприязнь к этим людям и их «тактике политической борьбы» нужно отделять от отношения к гражданам, которые все же совершили гражданское действие и подписались за кандидата – по понятным причинам.

Дискуссии о том, как организовать пункты сбора подписей не только в России, но и за границей, вовлечение в медиаподдержку известных эмигрантов дали эффект. Эффект, к большому сожалению, может стать губительным для самого кандидата, которой прежде очень долго держался на политической арене. «Выступающий против войны Надеждин 31 января передал в ЦИК 105 000 подписей в свою поддержку, чего технически достаточно, чтобы бросить вызов действующему президенту Путину на мартовских выборах», – в таких интонациях описывают его действия западные СМИ.

У «критика политики Путина» (CNN) и «антивоенного кандидата» (цитата по Reuters) на этих выборах есть четкая ниша, на которую никто и не претендует. Пока остальные кандидаты вместе с гражданами «сплотились вокруг флага», менеджеры кампании Надеждина вспомнили сюжет простой компьютерной игры: называется «захват флага». Но прежде чем захватить флаг, до него нужно добежать.