Ждать ли военной эскалации в российско-турецких отношениях

Никаких связей по линии минобороны между странами нет с ноября
Истерия, которая была развернута турецкой стороной <...> имеет также отчетливые признаки спланированной провокации.
Игорь КонашенковОфициальный представитель Минобороны России

Президент Турции Реджеп Эрдоган обвинил Россию в нарушении турецкого воздушного пространства – якобы в пятницу российский Су-34 залетел туда на 20–25 секунд. Ответ на обвинения прозвучал со стороны официального представителя Министерства обороны генерал-майора Игоря Конашенкова. В понедельник Конашенков добавил, что в отличие от Турции, не предъявившей доказательств, Россия может показать, как турецкая артиллерия обстреливает сирийскую территорию, и продемонстрировал соответствующее видео, снятое сирийской армией. МИД России тоже ограничился ответом со стороны представителя, в котором тоже опровергалось предъявление Турцией России каких-либо доказательств, о чем заявляли турецкие власти. В ответ на заявление Эрдогана о желании переговорить с Владимиром Путиным его пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил лишь, что президенту об этом доложено.

Одна из причин, по которой Турция начала кампанию в связи с действительным или мнимым нарушением границы, открыто названа премьером Турции Ахметом Давутоглу. По его словам, действия российских самолетов угрожают подразделениям Сирийской свободной армии вблизи сирийско-турецкой границы, которые, по его словам, якобы успешно борются с «Исламским государством» (ИГ, запрещена в России). Есть и другие версии – например, желание Эрдогана переговорить с Путиным может быть вызвано и экономическими причинами, т. е. теми потерями, которые несет Турция вследствие российских санкций. Но в любом случае в центре кризиса лежит ситуация в Сирии, очень далекая от мира.

Видимая ответная российская реакция – твердая. Минобороны признало, что перебросило в Сирию новейшие истребители Су-35, которые планируется использовать для защиты российских бомбардировщиков. В арабских средствах массовой информации появились публикации, что Россия якобы модернизировала сирийские истребители и они теперь могут использовать новые дальнобойные ракеты для защиты российских бомбардировщиков вблизи турецкой границы.

В этой ситуации нельзя исключать, что не получившее ничего в ответ на свои обвинения турецкое руководство будет искать более тяжелого инцидента, явного – в отличие от субботних обвинений, доказательств которым никто не предоставил. Он может стать действительно очень опасным шагом в сторону военной конфронтации уже непосредственно между Россией и Турцией. С Пентагоном у России идут консультации по поводу предупреждения возможных инцидентов в связи с наступлением на позиции ИГ и других группировок как сирийской армии, так и поддерживаемых США курдских и арабских отрядов, но с Турцией, как заявило Минобороны России, никаких военных связей нет со времени гибели в ноябре российского бомбардировщика Су-24.