Как защитить суверенитет в кировском лесу

Конфликт смысла и формы дела Алексея Навального неразрешим
К началу декабря мы получим все необходимые заключения от наших уполномоченных ведомств
Андрей Климовпредседатель временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета

Российские власти уверены, что выполнили решение Европейского суда по правам человека – то самое, которым разбирательство по делу «Кировлеса» признано нарушением прав Алексея Навального и Петра Офицерова на справедливое судебное разбирательство.

Формально это выглядело так, что Верховный суд приговор отменил, а суд в Кирове снова приговор вынес, и кому какое дело, что новое разбирательство было похоже на старое, а новое обвинительное заключение звучало почти так же, как и старое. Процедура-то соблюдена!

И тут вдруг комитет министров Совета Европы запросил у России какие-то материалы по, казалось бы, давно оконченному делу! И хочет вернуться к рассмотрению вопроса в декабре! И комитету этих министров кажется, будто осужденные Навальный с Офицеровым продолжают страдать! И особенно осужденный Навальный – закрылись перед ним электоральные перспективы!

С ответом выступает неожиданная организация – комиссия по защите суверенитета. Нет, не с ответом, с суровой отповедью: «Зарубежная активность вокруг рассмотрения в структурах Совета Европы так называемого дела «Кировлеса» приобретает все более очевидный характер противоправного давления на власти России и общество, а также дезинформации мировой общественности с целью оказать влияние на подготовку и проведение президентских выборов в России в 2018 г.».

Ну и можно предположить, какие заключения председатель Андрей Климов и его комиссия получат от уполномоченных ведомств. И опять формальности будут соблюдены, и возмущенная Европа сможет вдоволь начитаться юридически грамотных документов, смысла которых она не поймет.

Такая вот между нами разница. Европе хочется указать на реальное, по ее мнению, положение вещей: дело, в котором нарушением закона признана коммерческая деятельность, по-прежнему считается уголовным. Россия отвечает: дело еще раз рассмотрено, это не коммерция, а уголовка. Классический комический конфликт, хотя и совершенно не смешной: сторонам только кажется, будто они вступили в схватку.

Но вот что мне представляется. Комитет министров Совета Европы не пишет о президентских выборах 2018 г. – только об электоральных возможностях Алексея Навального. Конкретизирует же эти самые электоральные перспективы, и весьма простодушно, комиссия по защите суверенитета. Следует ли ее понимать так, что смысл «так называемого» (почему, кстати? ведь это словосочетание употребляется для чего-нибудь ненастоящего) дела «Кировлеса» – в недопущении кандидата?

Ну вряд ли, вряд ли. Но раздражение сквозит и в материалах защитной комиссии, и в высказывании замминистра иностранных дел Сергея Рябкова. Сердиты мы на Европу.

Iuppiter iratus ergo nefas.