Кто главный: Путин или Медведев?

Сюжет с госкорпорациями обещает повторить сюжет с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

С ВТО было как: много-много лет мы вступали в ВТО, но в июне 2009 г. премьер Владимир Путин заявил, что мы больше не хотим туда вступать в одиночку, а будем вступать дружным Таможенным союзом вместе с Белоруссией и Казахстаном. Сказать, что все удивились - не сказать ничего. Как говорили чиновники секретариата ВТО, это решение означает одно - отказ от вступления, потому что процедуры вступления в ВТО союзами не существует в природе.

Прошел месяц, и в июле президент Дмитрий Медведев признал, что «вступить в ВТО Таможенным союзом было бы красиво, но проблематично», и предложил согласовать общие стандарты и позиции внутри союза, а присоединяться к ВТО раздельно. Все вздохнули - думали, что все встало на свои места. Так нет: на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил с новостью: три страны по-прежнему собираются вступать в ВТО на правах единой таможенной территории, но если возникнут юридические сложности, то каждой из стран придется заключать двусторонние договоры с ВТО. В общем Игорь Иванович угодил обоим - и Путину, и Медведеву - сказав, что будем вступать как бы вместе, но поодиночке. В секретариате ВТО не очень поняли наш стратегический маневр, признаются они: "Как так - и вместе, и по одному?"

Теперь разворачивается новая история - с госкорпорациями. В 2007 г., в последний год своего президентства, Владимир Путин подписал указы о создании 6 госкорпорации - это некоммерческие организации, цель которых не зарабатывать прибыль, а выполнять необходимые для государства задачи. Своего рода черные ящики, которые имеют право вести хозяйственную деятельность, но могут не отчитываться публично по стандартам корпоративного права за эффективность использованных средств. Этим госкорпорациям передали в уставные капиталы кучу денег и госактивов.

Но. Сначала близкие Медведеву юристы, а потом и сам президент накинулись на организационно-правовую форму госкорпораций - дескать, непонятно, что за форма вообще - то ли АО, то ли федерально-целевая программа. Кульминацией всей этих нападок стало поручение Медведева генпрокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку всех госкорпораций, чтобы по ее итогам решить, нужна ли вообще эта организационно-правовая форма.

Все опять гадают: чтобы это могло значить? Когда создавали госкорпорации - нам всем доказывали, что они жизненно необходимы нашему государству и всем налогоплательщикам, потому что поднимут на другой уровень инфраструктуру страны. Теперь госкорпорации - неэффективные и ненужные. Все ждали: "А что скажет Владимир Владимирович, стоящий у истоков каждой из них".

Пока молчит. Но вот его заместитель и одновременно министр финансов Алексей Кудрин направил на согласование правительства законопроект о создании восьмой госкорпорации - Российского финансового агентства, которое должно управлять российскими долгами и бюджетной ликвидностью. Об этом мы написали заметку "Беспрецедентная комбинация".

В день выхода заметки Кудрин сказал, что форма для РФА будет выбрана другая, пока не определились какая. А сразу несколько сотрудников администрации президента рассказали мне, что сказать эти слова информагентствам министру финансов посоветовали сотрудники Кремля. Даже, можно сказать, хвалились - вот какое влияние у нас большое. Дескать, нехорошо это во время атигоскорпарационной компании президента, министру выдвигать подобные инициативы.

Если сюжет с госкорпорациями действительно будет развиваться по сценарю ВТО, то, полагаю, очень скоро должен появиться чиновник Х, который должен сказать что-то вроде: госкорпорации - это плохо, но надо оставить шесть из шести. Чтобы и Медведеву угодить, и Путину.

Что-то расходятся пути-дорожки персонажей властного тандема все больше и больше. Вам не кажется?

Правда, один высокопоставленный чиновник мне посоветовал оценить ситуацию следующим образом: "Хозяин положения из них двоих тот, кто абсолютно спокоен. А кто много выступает - просто выступает". Можно голову сломать от таких намеков, но вывод я сделала один - разборка кто главный, похоже, началась.

Евгения Письменная, обозреватель газеты "Ведомости"