Почему нельзя забрать у дилера оплаченный автомобиль

Покупатель Audi из Новосибирска, который почти год не может получить оплаченный автомобиль, попросил Федеральную антимонопольную службу проверить работу импортеров концерна Volkswagen, Hyundai и Ford. Антимонопольная служба подключила к рассмотрению жалобы Роспотребнадзор

Евгений Кирик, работающий директором по логистике крупнейшего в России производителя мороженого «Инмарко», направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявление (есть у «Ведомостей») с просьбой проверить деятельность трех российских импортеров новых иномарок – ООО «Фольксваген груп рус» (ФГР, импортер Volkswagen, Audi, Skoda), ООО «Хендэ мотор СНГ» и ЗАО «Форд мотор компани» (ФМК). Кирик уверен, что причина массовых проблем клиентов, которые не могут забрать у дилеров оплаченные авто, кроется в нелегитимных правоотношениях импортеров и их дилеров.

В сентябре 2008 г. Кирик заплатил новосибирскому дилеру Audi «Престиж-авто» 2,168 млн руб. за Audi A6 Allroad Quattro. Машину он получил 29 января 2009 г., но ПТС ему не выдан до сих пор – оказалось, что за автомобиль Кирика дилер не рассчитался с ФГР. В марте Кирик подал иск в Октябрьский районный суд Новосибирска к «Престиж-авто» и ФГР с требованием признать его право собственности на автомобиль, выдать ПТС и взыскать 999 999 руб. неустойки. А в июне ФГР предъявила к Кирику встречный иск (оба иска есть у «Ведомостей») о признании права собственности на машину Кирика, в котором пишет, что «Престиж-авто» не имел права передавать не оплаченный импортеру автомобиль клиенту, а Кирика нельзя считать добросовестным приобретателем, поскольку он «должен был проявить должную степень осмотрительности и запросить у дилера документы, подтверждающие его право собственности на автомобиль». Очередное рассмотрение дела назначено на 5 октября.

У Кирика есть повод беспокоиться за судьбу своего автомобиля: тот же Октябрьский суд Новосибирска по аналогичным искам от клиентов 16 июня и 5 августа уже вынес два решения в пользу ФГР. Суд признал, что оплаченные Наилем Шахмиевым Audi A6 и Q7 общей стоимостью 6,78 млн руб. и оплаченная Вячеславом Штаухом Audi A6 ценой 950 000 руб. (машина была тестовой) принадлежат ФГР и «Фольксваген групп финанц» (лизингодатель тестовой А6). Шахмиев подал кассационную жалобу в Новосибирский областной суд, она, по его словам, будет рассмотрена 20 августа. Разыскать Штауха вчера не удалось.

Дилерство у «Престиж-авто» (была дилером Audi с конца 2003 г.) было отозвано 11 января 2009 г. В уведомлении о расторжении договора (копия есть у «Ведомостей») говорится, что по состоянию на январь дилер не оплатил импортеру 49 машин общей стоимостью 85,08 млн руб. и 479 273 евро. В апреле, по данным арбитража Москвы, ФГР подал иск о взыскании 123,93 млн руб. долга.

У Кирика есть копия дилерского соглашения ФГР и «Престиж-авто», договоры ФМК и «Хендэ» он не видел, а выводы о том, что они устроены схожим образом, сделал из решений судов разных городов, в которых слушаются иски тоже оставшихся без машин клиентов других дилеров. Главную причину появления машин со спорным правом собственности Кирик видит в том, что импортеры отгружают дилерам неоплаченные машины, оставаясь собственником автомобилей до момента их оплаты дилером, но, поскольку у клиентов нет доступа к дилерским соглашениям, покупатели не знают, что приобретают автомобили с обременением.

Рустам Курмаев, адвокат ФГР и руководитель группы по разрешению споров компании Goltsblat BLP, говорит, что договор ФГР с «Престиж-авто» типовой, ФГР практикует 180-дневную отсрочку платежей для дилеров: «Это позволяет дилеру иметь машины на складе, а не ждать, пока они придут из Германии или Москвы». Заявления о сокрытии сведений о сохранении права собственности за импортером до оплаты дилером Курмаев называет надуманными: «Да, в дилерском договоре ФГР есть пункт о конфиденциальности и штрафе в размере 5000 евро за раскрытие текста договора, но в реальности по требованию клиента дилеры зачастую показывают часть договора, касающуюся перехода права собственности».

Замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил, что ведомство получило жалобу. «Но эта ситуация вне нашей компетенции, и мы передали материалы в Роспотребнадзор», – сказал он «Ведомостям». Получить комментарии от представителей Роспотребнадзора вчера не удалось.

Представитель ФМК Екатерина Кулиненко отказалась от комментариев. Представитель «Хендэ мотор СНГ» Юлия Тихонравова не стала комментировать отношения с дилерами.

До кризиса многие импортеры отгружали только оплаченные автомобили, а теперь позволяют отсрочки на срок до трех месяцев, говорит Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД). Если регулятор заставит ужесточить условия дилерских договоров, это может привести к еще большему снижению продаж автомобилей, опасается Гулин.

По оценке Дмитрия Янина, председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), в России несколько сотен людей, оплативших автомобили, но не могущих получить машину или ПТС. «Разбирательство по этому делу может изменить практику продажи автомобилей в России», – считает Янин.