Закон о торговле вступит в силу только в феврале

Вопреки пожеланию Владимира Путина, это произойдет на месяц позже, чем планировалось.
С. Портер

Российский закон о торговле вступит в силу 1 февраля 2010 г. - на месяц позже задуманного, сказал Reuters помощник президента Аркадий Дворкович в понедельник.

Госдума РФ планирует рассмотреть законопроект во втором чтении в среду, 16 декабря, после того как уже дважды переносила голосование из-за желания администрации президента внести изменения. Высокопоставленный источник в ФАС ранее говорил Reuters, что есть "прямое указание главы правительства, чтобы этот закон вступил в силу с 1 января 2010 г.". "Текст изменился в лучшую сторону для всех, - сказал Дворкович журналистам в понедельник. - Компромиссным он не является, он более качественный".

Помощник президента сообщил Reuters, что в тексте законопроекта будет перенесена на месяц дата вступления его в силу. По его словам, также законопроект теперь будет по-другому определять торговую сеть: "Раньше сетью назывались любые два магазина, в акциях которых присутствует один собственник, даже если на один процент<...> теперь не называются". "[Теперь называются, если] или находится под общим управлением, или использует одно коммерческое наименование", - добавил Дворкович. Также, по его словам, "удалось убрать необходимость публикации в интернете существенных условий контрактов [сетей и поставщиков]".

Законопроект о торговле "гулял" по министерствам и не мог поступить в парламент почти пять лет, пока премьер-министр Владимир Путин в июне этого года не съездил в супермаркет "Перекресток", принадлежащий X5 Retail Group. Он счел "ненормальной" наценку сети на колбасу и мясо - свыше 50% - и потребовал "отрегулировать баланс" в цепочке движения товара от производства до прилавка. Призыв был услышан, и уже в сентябре Госдума приняла законопроект о торговле в первом чтении. К документу поступило около двух сотен поправок, в разной степени ужесточающих работу торговых сетей.

В последней доступной версии законопроект о торговле запрещает взимать с поставщиков плату за доступ на полки и бонусы, кроме единой 10%-ной скидки за объем закупки; устанавливает предельные сроки расчетов сетей с поставщиками, требует от ритейлеров обнародовать списки поставщиков и оговоренные цены на товары. Наиболее громкий пункт закона - антимонопольный запрет розничным сетям, занимающим более 25% от объема продаж продуктов в границах субъектов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов и городских округов, открывать в этих районах новые магазины, в том числе путем франчайзинга.