Россиян будут реже арестовывать и лучше содержать в тюрьмах

Тюремную систему решено реформировать. Она должна стать не то чтобы более гуманной, но более эффективной, велел президент

Законодательные предложения Минюст и Генпрокуратура должны передать в администрацию сразу после новогодних каникул. Суть реформы – в переходе от широкого использования наказания, связанного с лишением свободы, к альтернативным мерам, объяснил министр юстиции Александр Коновалов. Предпочтение будут отдавать административным наказаниям за незначительные преступления. Колонии заменят на тюрьмы для опасных преступников и колонии-поселения с щадящим режимом – для менее опасных. Необходимо ликвидировать существующую систему исправительно-трудовых учреждений, «которая выросла из сталинских концлагерей», заявил Коновалов.

«Тюремные университеты» по-прежнему проходит немалая часть населения. С 1992 по 2007 г. осуждено свыше 15 млн человек – более чем каждый десятый, подсчитал бывший зампред Верховного суда Владимир Радченко. Сохранилась и гулаговская технология управления «спецконтингентом» – через натравливание друг на друга разных групп арестантов.

Формально реформа уголовно-исполнительной системы началась еще в 1997 г., когда ее из ведения МВД передали Минюсту. Были отменены сотни ведомственных актов, действовавших с 1930-х гг., вспоминает экс-министр депутат Павел Крашенинников. В ноябре в сизо «Матросская Тишина» скончался обвиняемый в налоговых преступлениях юрист Сергей Магнитский, которому отказали в медицинской помощи. Его гибель вызвала огромный резонанс и ожидание перемен. Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер дал понять, что именно гибель Магнитского стала причиной отставки главного московского тюремщика генерала Владимира Давыдова.

При этом не слишком афишируется общий процесс реорганизации ФСИН, начавшийся еще летом, когда Реймер возглавил службу: сменилось руководство и в Москве, и в двух десятках регионов.

Но главная проблема в том, что извращена уголовная политика, уверен Крашенинников: «Человек отбывает наказание еще до суда. А потом суду приходится «легализовать» время, проведенное за решеткой».

В УПК будут внесены поправки, которые позволят арестовывать только тех, кто подозревается минимум в преступлении средней тяжести, пообещал Коновалов. Его ведомство еще в июне подготовило пакет поправок по либерализации уголовного законодательства. Предложения – например, не применять одновременно санкции за незаконное предпринимательство и отмывание денег – есть и у депутатов Госдумы. Но из-за долгих согласований эти инициативы в уходящем году так и не стали законами.