Сергей Степашин разделяет российское МВД

Разделить милицию на три части и вывести из нее следствие – такие революционные перемены предлагает близкая к президенту Медведеву Ассоциация юристов России (АЮР)

Заседание президиума АЮР проходило в Счетной палате, председатель которой Сергей Степашин – сопредседатель АЮР. Подготовить предложения по реформе МВД и обсудить их на заседании АЮР президент поручил Степашину на встрече 30 ноября в Кремле с представителями юридического сообщества, рассказал член АЮР.

Речь идет о разделении МВД на федеральную полицию и милицию, объясняет член президиума АЮР Дмитрий Шумков. Полиция сосредоточится на преступлениях, наиболее опасных для общества и государства: оргпреступности, коррупции, терроризме, экстремизме. Милиция займется охраной общественного порядка и профилактикой преступлений. Национальная гвардия объединит военизированные подразделения – ОМОН, внутренние войска и т. д. Из МВД может быть также выведено следствие: обсуждается создание единого следственного комитета.

Указ о мерах по совершенствованию деятельности МВД президент подписал на прошлой неделе. Правительству поручено в двухмесячный срок подготовить перевод милиции общественной безопасности (патрульно-постовая служба, участковые, ГИБДД) на федеральное финансирование и представить предложения по реорганизации структуры и состава МВД.

Создание профессиональной полиции – вопрос решенный, заявил вчера Степашин, необходимо также подумать о разделении ГИБДД на автомобильную инспекцию и службу безопасности дорожного движения.

То, что поручение дано именно Степашину, а посвященное реформе заседание прошло именно в Счетной палате, не случайно, говорит политик, близкий к администрации президента. Нургалиев покинет свой пост, это вопрос решенный, а как вариант рассматривается такой: Нургалиев возглавит Счетную палату, а Степашин – МВД. Такой ход поможет сохранить лицо руководителю МВД, а сомнений в том, что Степашин справится с должностью, которую он уже занимал, у руководства страны нет, констатирует собеседник «Ведомостей». В декабре появилась информация, что весной Степашин может сменить место работы, знает высокопоставленный единоросс.

Перевод милиции общественной безопасности на федеральное финансирование пока остается спорным, считает Шумков: это снимет с глав регионов ответственность за общественный порядок на «подведомственной территории», к тому же трудно будет сохранить баланс между зарплатой милиционеров и уровнем жизни в регионах.

Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман объяснял вчера, что дискуссия о создании единого следственного комитета ведется много лет и, видимо, время для такого решения действительно пришло. Степашин идею поддержал. В милиции должна остаться служба дознания, ее компетенция – преступления, предварительное следствие по которым не обязательно, их доля, по данным Буксмана, – около 40%.

Обсуждается и проект создания на базе внутренних войск национальной гвардии, и возможность усиления самостоятельности следственных органов МВД – вплоть до создания единого следственного комитета, подтверждает источник в центральном аппарате МВД. Само МВД против изъятия следственных органов, но решение будет принимать политическое руководство, подчеркнул он. В любом случае все эти меры можно будет провести не ранее 2011 г., поскольку в бюджете на 2010 г. средств на это не заложено, уверяет он.

Ежегодную коллегию МВД (на нее приезжает президент) перенесли с 4 февраля на 17–18-е: до сих пор нет никаких решений о судьбе министерства. Возможно, после коллегии и примут, прогнозирует офицер, близкий к руководству МВД.

Степашин в 1973 г. окончил Высшее политическое училище МВД СССР, после чего проработал в органах внутренних дел восемь лет. Во время правительственного кризиса 1998–1999 гг. вернулся в милицию, чтобы занять пост министра внутренних дел. В перерывах занимал руководящие должности в органах госбезопасности и правительстве, Счетную палату возглавил в 2000 г. Нургалиев имеет опыт, который может пригодиться в Счетной палате: в 1998–1999 гг. он работал начальником отдела в контрольном управлении президента, он кандидат экономических наук.

Возможной рокировкой политик, близкий к администрации президента, объясняет, почему до сих пор вакантно место Александра Назарова, чьи полномочия аудитора истекли в сентябре. Это очевидное нарушение закона о Счетной палате: должность аудитора должна быть замещена в течение двух месяцев. Но смысла кого-то назначать сейчас нет, говорит политик: если Степашин уходит, нет гарантий, что новый назначенец сработается с новым председателем.

Кремлевский чиновник и сотрудник центрального аппарата МВД утверждают, что Нургалиев останется на прежнем посту, а один из них добавляет: Нургалиев разрабатывал реформу под себя.