В России начинается новая бюджетная реформа

Чиновники, наконец, решили тратить деньги на решение конкретных задач.
А.Махонин

Россию в ближайшие три года ожидает масштабная бюджетная реформа, следует из опубликованной сегодня на сайте Минфина программы повышения эффективности бюджетных расходов. Главное в ней – переход на программно-целевой модель работы федеральных и муниципальных органов власти. В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП).

Федеральным ведомствам будут предложено писать ДЦП исходя из целей концепции-2020. У каждого министерства будет минимум по одной ДЦП. Инструментом ДЦП станут ведомственные целевые программы (ВЦП), у каждой из которых также будет куратор среди министерства, агентства или службы. На переходном этапе (два-три года) в состав ДЦП будут включаться ныне действующие федеральные целевые программы (ФЦП).

Исключительно под разработанные программы главные распорядители бюджетных средств (министерства и ведомства) станут получать бюджетные деньги. Эффективность реализации ДЦП и ФЦП будут проверять ежегодно. Если целевые показатели достигаться не будут, программу станут корректировать или отменять.

Смысл бюджетной реформы: деньги нужно тратить не просто чтобы потратить, например, по статье "Образование" на развитие образования, а на решение конкретных задач, объясняет чиновник Минфина: "Бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятия для решения этих задач и объемов, наконец, финансирования мероприятий".

Для повышения эффективности бюджетных расходов Минфин также предлагает верстать федеральный бюджет только из консервативного прогноза (другие варианты – "для информирования бизнеса и граждан"), увеличить долю условно-утверждаемых расходов до 5% от их объема в первом и до 10% во втором году планового периода, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП. Считает необходимым Минфин и установить ограничения (какие - не сказано) на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.

Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 г., а бюджет на 2012 и период до 2014 гг. уже полностью готовить по новой методике.

Сейчас доля программных (без учета нацпроектов) расходов в структуре федерального бюджета – около 10%, говорит Наталья Акиндинова из Центра развития Высшей школы экономики. Перевод почти всех расходов на программно-целевой принцип хорош в теории, но на практике чиновники столкнутся с проблемами, предупреждает она: "Писать программы удобно, когда есть четкая конечная цель, и ее достижение контролируемо и напрямую зависит от расходов государства". Но так бывает не всегда, например, очень сложно контролировать и влиять на достижение целей в области демографической политики, заключает Акиндинова.