Прокуратура нажаловалась на Минэкономразвития и антимонопольщиков

Генпрокурор Юрий Чайка в письме премьеру Владимиру Путину представил свое ведомство главным борцом с нарушениями при госзакупках. Минэкономразвития и антимонопольная служба (ФАС), по его мнению, «сводят на нет усилия, прилагаемые для реформирования системы госзакупок»
Руководителя ФАС Игоря Артемьева обвиняют в плохом контроле за госзаказом/ А.Махонин

В конце июня Чайка направил премьеру письмо, в котором изложил свое видение ситуации в области госзакупок (копия документа от 23 июня есть в распоряжении «Ведомостей»).

Только за первые пять месяцев этого года прокурорами выявлено и устранено более 38 000 нарушений – на 16% больше, чем за весь 2009 год, хвалится Чайка. Вынесено 9300 представлений об устранении нарушений, к административной ответственности привлечено почти 6000 человек, возбуждено 63 уголовных дела.

Нарушения закона фиксируются на всех стадиях закупок, пишет Чайка, часто заключаются контракты без проведения конкурсных процедур. Для этого крупные заказы дробятся на несколько мелких (до 500 000 руб.), что позволяет чиновникам проводить закупки по запросу котировок (процесс занимает неделю, выбирается самая низкая цена). Другой способ избежать торгов – заключить контракт с «единственным поставщиком» без достаточных оснований либо передать бюджетные средства на покупку автономному учреждению, говорится в письме. Много нарушений при заключении контрактов, их исполнении и принятии работ, считает Чайка. Например, в контракты не включается неустойка за срыв сроков.

В списке нарушителей, составленном Генпрокуратурой, – 28 регионов, Минздравсоцразвития, Росавтодор, Роскосмос, ФСФР, Рособрнадзор, Росстрахнадзор, Роспечать, ФАС. «Указанные нарушения сводят на нет усилия, прилагаемые в рамках проводимой в стране реформы госзакупок», – считает генпрокурор. Персональной критики удостоились Минэкономразвития и ФАС.

Минэкономразвития виновато в том, что не приняло мер по «надлежащему нормативно-правовому регулированию сферы размещения заказов». До сих пор не утверждена номенклатура одноименных товаров, работ и услуг, не определен порядок проведения плановых проверок. Также министерство критикуется за отбор электронных площадок для госзакупок: в его приказе не были регламентированы процедуры отбора, не определена методика составления заявок.

ФАС и ее территориальные управления Чайка обвиняет в «ненадлежащем осуществлении контрольных функций». В 2009 г. служба провела 33 плановые проверки, по итогам которых были найдены нарушения, но почти в половине случаев (по 17 проверкам) до сих пор не возбуждены административные дела. Среди потенциальных нарушителей – Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, Федеральное казначейство. Большая же часть заведенных административных дел прекращается, пишет Чайка: в 2008 г. – 74%, в 2009 г. – 69%.

Представитель Генпрокуратуры от комментариев отказался. Минэкономразвития ознакомилось с отчетом Генпрокуратуры и сейчас готовит ответ, который в ближайшее время отправит в правительство, говорит представитель министерства Светлана Гликман.

Прокуратура пишет лишь о нескольких недостатках, которые неизбежны при том объеме работы по госзаказу, которую проводит ФАС, считает начальник управления службы Михаил Евраев: «В привлечении к ответственности чиновников должен быть здравый смысл». Если в типовой документации сразу много однотипных нарушений, то штраф накладывается только за одно из них, объясняет он. Есть и малозначительные нарушения, продолжает Евраев, – тогда ФАС возбуждает дело, но не штрафует чиновника.

Прокуратура не сказала ничего нового, говорит гендиректор Центра по размещению государственного заказа Александр Строганов: например, номенклатуру однотипных товаров должны были подготовить много лет назад, как и методику проверок. Были поручения президента и премьера повысить бюджетную дисциплину, Генпрокуратура реагирует на них увеличением числа проверок, объясняет политолог Дмитрий Бадовский, поэтому виноватыми стали ведомства, отвечающие за госзакупки. Закон о госзакупках сейчас не критикует только ленивый, замечает Бадовский, так что позиция Генпрокуратуры может спровоцировать поправки в законодательство.