Химкинский лес опять проиграл

Общественный совет при Росавтодоре единогласно проголосовал за строительство скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес: он и так почти вырублен. Решающее слово за Общественной палатой

На следующей неделе Общественная палата представит президенту рекомендации по маршруту участка новой платной трассы Москва – Санкт-Петербург, рассказал вчера председатель комиссии палаты Анатолий Кучерена. Решение будет принято на слушаниях палаты 16 сентября, а 18–19 сентября об этом доложат президенту, пообещал Кучерена, с учетом этих рекомендаций Дмитрий Медведев определит дальнейшую судьбу проекта.

Концессионное соглашение о строительстве первого участка трассы Москва – Санкт-Петербург (15–58-й км) Минтранс подписал прошлым летом. Конкурс выиграла Северо-Западная концессионная компания (СЗКК) – консорциум во главе с французской Vinci. Стоимость строительства участка – 60 млрд руб.: 23 млрд консорциум должен получить из инвестфонда, 37 млрд вложат компании. Скандал вокруг проекта разгорелся в июле: экологи и жители Химок устроили массовые акции протеста против вырубки Химкинского леса, через который должен пройти участок трассы. В конце августа в происходящее вмешался Медведев: он приостановил строительство и поручил провести консультации.

Защитники леса начали было праздновать победу, но их радость может оказаться преждевременной. Итоги официальных консультаций пока не в их пользу. В конце прошлой недели около 500 жителей Химок проголосовали против изменения маршрута – эти слушания организовали сторонники прокладки трассы через лес из числа представителей властей Подмосковья и дорожных строителей.

А вчера свою окончательную позицию объявил общественный совет Росавтодора: трасса должна пройти через лес, альтернативы нет, единогласно проголосовали члены совета. На совете обсуждался вариант прокладки трассы не через Химкинский лес в Подмосковье, а через Молжаниновский район на севере столицы.

«Дело сделано, лес уже вырублен», – объясняет свое решение член общественного совета Росавтодора Сергей Фахретдинов, обсуждение альтернативных маршрутов только затянет строительство. По данным и. о. директора ФГУ «Дороги России» (заказчик строительства) Андрея Журавлева, уже вырублено 60 га леса из запланированных 95 га. Защитников леса это не смущает. Почва на вырубленном участке не повреждена, и даже если не принимать никаких специальных мер, то просека затянется через пять лет, спорила лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. Она предложила отказаться от строительства дороги и увеличить пропускную способность уже существующей трассы М10 (новая дорога должна стать ее дублером, см. врез). Если лес будет разбит дорогой на части, сохранить его не удастся, согласен Борис Самойлов из Всероссийского НИИ охраны природы. А научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предлагает взять паузу на несколько лет. Он также поддерживает идею расширения уже существующей дороги Москва – Санкт-Петербург.

Если маршрут трассы все же придется изменить, штрафные санкции для российской стороны, по предварительным расчетам, могут составить 3–3,5 млрд руб., говорит Журавлев, на перепроектирование уйдет от трех до пяти лет. Иностранные партнеры России надеются, что до разрыва соглашения дело не дойдет. «Мы бы не шли на конкурс, если бы параметры предложенной трассы не соответствовали всем европейским нормам», – сказал замгендиректора СЗКК Венсан Кабанн. Консорциум надеется, что строительство трассы будет разрешено, подчеркнул он, отметив, что пока о серьезных финансовых потерях для компании речи не идет.

Нужно соблюдать права не только жителей Химок, но и автомобилистов, убежден лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: трассу нужно строить. Защита леса превратилась в PR-акцию экологов, считает мэр Химок Владимир Стрельченко. Президент, инициировав общественную дискуссию, обнадежил защитников леса, говорит политолог Алексей Макаркин, но обсуждение все больше похоже на имитацию дискуссии: решение о строительстве трассы через лес вряд ли будет отменено.