Статья опубликована в № 2704 от 04.10.2010 под заголовком: Курение убивают

Правительство объявило войну курению

Реклама и продвижение табака могут быть полностью запрещены уже к 2012 г., курение в общественных местах – к 2015 г., а акцизы на сигареты к тому времени – повышены в 10 раз. Это предусматривает государственная антитабачная концепция

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг. опубликована в пятницу на сайте правительства, 23 сентября документ подписал премьер-министр Владимир Путин. Разработчик концепции – Минздравсоцразвития.

Потребление табака угрожает здоровью россиян, говорится в документе: от болезней, связанных с курением, умирает 350 000–500 000 человек в год. Процент курильщиков среди мужчин в разных регионах составляет 53–80%, а среди женщин – 13–47%. Затраты населения на покупку сигарет в 2009 г. – 0,9% ВВП, или около 400 млрд руб., добавляет представитель Минздравсоцразвития. Авторы концепции надеются, что ее реализация уменьшит долю курящего населения на 10–15%.

Защищать население они планируют с помощью повышения акцизов на табачные изделия, что поднимет цены на сигареты. Правительство признало возможным выйти к 2015 г. на европейский уровень акцизов – около 50 руб. за пачку против нынешних 5 руб., утверждает Дмитрий Янин, предправления Конфедерации обществ потребителей и член межведомственного совета при министерстве, участвовавшем в разработке концепции. Существенное повышение акцизов обсуждается, это одно из самых эффективных средств борьбы с курением, отметил представитель Минздравсоцразвития, но обсуждать размер повышения не стал. Источник в одном из ведомств, участвовавших в подготовке концепции, подтвердил, что обсуждается, в частности, 10-кратное повышение.

Согласно плану уже в 2011 г. будет разработан закон о полном запрете рекламы и продвижения табачных изделий, в том числе бесплатной раздачи и рекламы в местах продаж. Табачным фирмам хотят запретить даже проведение антиникотиновых кампаний. Скорее всего этот закон вступит в силу в 2012 г., говорит представитель Минздравсоцразвития. Сейчас реклама табачных изделий возможна лишь в прессе (кроме первой и последней полос) и интернете. Радио- и телереклама табака запрещена с 1996 г., а наружная – с 2007 г.

Концепция предполагает введение запрета на курение в общественных местах – транспорте, заведениях общепита, учреждениях и офисах. По плану, прилагающемуся к концепции, закон о защите граждан от табака должен быть разработан в 2011 г., а его положения будут вступать в действие поэтапно до 2015 г. Через пять лет курение в закрытых помещениях (кроме квартир) будет невозможным, надеется Янин.

Полного запрета на курение, например, в кафе законопроект может и не предусматривать, но в нем точно будет требование, чтобы зоны для курящих были полностью изолированы от остальных помещений, говорит представитель Минздравсоцразвития. Поэтапное введение запретительных мер, по его словам, позволит бизнесу подготовиться к ним.

Экономические последствия антитабачной концепции ведомство не просчитывало.

Табачные компании признают неизбежность ограничений, но считают план слишком радикальным, в частности опасаясь, что резкое увеличение акциза вызовет рост контрафакта.

«Филип Моррис интернэшнл» в целом согласна с положением концепции о «равномерном повышении налогов на все виды табачных изделий», «опережающим уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей», говорит директор департамента Алексей Ким, подчеркивая, что именно благодаря взвешенной акцизной политике государства доля нелегального оборота табачных изделий на российском рынке уже много лет сохраняется на минимальном уровне.

Международная практика показывает, что самый эффективный способ борьбы с курением, особенно среди несовершеннолетних, – пропаганда здорового образа жизни на национальном уровне, говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый, в российских реалиях этот инструмент будет наиболее действенным, поскольку запретами и ограничениями на ситуацию не повлиять, как и налоговым давлением на индустрию. Повышение акцизов, по его мнению, может привести к появлению спроса на более дешевую – контрабандную или контрафактную – продукцию, а не к тому, что станут меньше курить.

Индексация акцизов позволит компенсировать потери бюджета от планируемого снижения числа курильщиков, уверена Юлия Цепляева из BNP Paribas. Ежегодные доходы казны от акцизов на табачную продукцию не превышают 100 млрд руб., напоминает она: «Это не очень много, поэтому колебания этой цифры для бюджета некритичны».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать