Статья опубликована в № 2730 от 11.11.2010 под заголовком: Себе дороже

Борьба с пробками по-собянински может сделать Москву еще более дорогим городом

Чтобы пробок стало меньше, нужно ограничить передвижение по Москве грузовиков, считает мэр Сергей Собянин. Это обернется дефицитом товаров и ростом цен, но эффекта не даст, считают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
С.Портер

Московское правительство опубликовало план первоочередных мер для решения транспортной проблемы. Месяц документ будут дорабатывать, а воплощать план будет единый орган управления развитием транспортного узла Москвы, пообещал вчера Собянин.

Один из способов борьбы с пробками – не пускать грузовики, считает Собянин. Таможенное оформление нужно вывести за пределы Большого бетонного кольца, а Московский регион закрыть от грузовиков с 7.00 до 22.00 в рабочие дни и на все выходные. Предлагается вывести из Москвы и перевести на ночной режим работу всех складов.

У Московской таможни 17 постов со складами временного хранения, рассказывает Александр Кунцевич из Cushman & Wakefield (C&W), 14 из них – в Москве, но большая часть – на железнодорожных станциях и на трафик практически не влияют. «Полностью убрать посты из Москвы невозможно, нужно ежедневно оформлять почтовые грузы (10–12 машин в сутки), грузы для «Автофрамоса» (23–25 машин в сутки), а также для выставок», – констатирует врио начальника службы Центрального таможенного управления Олег Родионов.

В Московской области 108 складов временного хранения, продолжает Родионов, на некоторых растаможивают товары первой необходимости, поэтому совсем вывести оформление за пределы области вряд ли возможно. Решить проблему могут центры электронного декларирования: из Москвы предприниматели подают документы на оформление груза вблизи границы.

С учетом складов временного хранения в Московском регионе около 7 млн кв. м складских помещений классов А и В, из них менее 1 млн кв. м расположено в Москве (данные C&W). Многие распределительные центры, например «Эльдорадо» или «М.видео», уже выведены за МКАД, а оставшиеся ориентированы на внутреннее потребление города, говорит Кунцевич: «Они влияют на транспортную ситуацию незначительно». В столице также много помещений классов С и D, знает он: «Их арендует малый бизнес, поэтому их вывод прежде всего ударит по нему».

Запрет на въезд грузовиков может оставить Москву и Подмосковье с пустыми полками, предупреждает письмо профсоюза дальнобойщиков: у супермаркетов жесткие графики поставки, товары не нужны заранее или через день. А на Большой бетонке нет условий для стоянки, это спровоцирует коллапс: трасса и сейчас уже перегружена, предупреждают водители. Ограничения на въезд грузовиков и перевод складов на ночной режим работы скорее всего отразятся на затратах дистрибуторов, что повлияет и на конечную стоимость товара, предупреждает Кунцевич, хотя доля логистики в цене товара невысока – до 10%.

Предприниматели восприняли идеи Собянина в штыки. «Моментальное введение предложенных мер будет серьезным стрессом для всех производителей, поставляющих товары в сети», – убежден исполнительный директор «Русбрэнда» Алексей Поповичев: нужен переходный период, а также разрешение на использование компактных грузовиков грузоподъемностью хотя бы в 1,5 т – минимальной для грузовых автомобилей.

Нельзя запрещать грузовики, если речь идет о поставке продуктов, уверен исполнительный директор «Акорта» Илья Белоновский: обеспечить этими товарами магазины ночью невозможно, учитывая частоту и объемы завоза, а также то, что значительная часть торговых точек расположена в жилых домах, где ночная разгрузка запрещена. Вместо одной 10-тонной фуры поставщикам продуктов придется закупить восемь «газелей», что в разы увеличит их издержки, а также нагрузку на транспортную сеть и экологическую обстановку, предупреждает Белоновский.

Отсутствие грузовиков частично решит проблему пробок в Москве, уверен президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин, вывод таможенных терминалов – несущественно: «Надо не терминалы выводить, которые мешают чиновникам, а выгонять из Москвы самих чиновников, пусть едут за МКАД, в резервации и не мешают движению». В Москве, например, до сих пор расположено много структур Московской области, знает Травин, выводить также нужно все продуктовые базы, цеха и заводы.

Затраты бизнеса увеличатся в разы, а эффект на дорогах скорее всего, если вообще будет, будет небольшим, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: план Собянина излишне радикален.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more