Степашин: при строительстве ВСТО не похищали $4 млрд

Материалы, опубликованные Навальным, подготовила новая команда «Транснефти», чтобы инициировать проверку Счетной палаты.
С.Николаев

Проверка Счетной палаты расходования средств при строительстве госкомпанией «Транснефть» нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) не выявила миллиардных хищений, о возможности которых во вторник заявил адвокат и популярный блогер Алексей Навальный.

А материалы, опубликованные Навальным, подготовила новая команда «Транснефти», чтобы инициировать проверку Счетной палаты.

«Нет никаких 4 млрд хищений», — заявил в четверг глава Счетной палаты Серей Степашин, отвечая на вопрос, может ли он подтвердить или опровергнуть опубликованные факты о результатах проверки «Транснефти» (цитата по "РИА Новости"). По его словам, благодаря проверке ряд выявленных нарушений в ходе строительства ВСТО был устранен и проект в итоге оказался неплохо реализован.

Свои обвинения Навальный, требующий привлечь экс-менеджеров «Транснефти» к уголовной ответственности, основывает на оказавшихся в его распоряжении документах, якобы предоставленных компанией Счетной палате в 2008 г. (материалы выложены для свободного ознакомления на его сайте). После обнародования скандальных документов представитель Счетной палаты сообщил, что по поручению руководства ведомство запросило документы из архива для сверки, пообещав прокомментировать их аутентичность после ее завершения. Представитель «Транснефти» заявил, что проверка была инициирована новым руководством «Транснефти» (с 1999 г. компанию возглавлял Семен Вайншток, в октябре 2007 г. его сменил Николай Токарев), отказавшись комментировать обвинения Навального.

Аудит Счетной палаты действительно был инициирован новым менеджментом «Транснефти», подтверждают два бывших управленца компании. Материалы, опубликованные Навальным, «Транснефть» подготовила специально для того, чтобы был повод начать проверку, говорят собеседники «Ведомостей». Многие факты там передернуты и не соответствуют действительности, утверждает один из них.

Ведомство проверило, как строилась труба с 2004 г. по первое полугодие 2008 г. Настойчивые просьбы Счетной палаты предоставить документы за последующие периоды, когда проектом занималась уже новая команда, «Транснефть» также настойчиво отклоняла, утверждает бывший сотрудник компании. «Противостояние» шло на уровне руководства ведомства и компании, добавляет он. В результате Счетной палате пришлось уступить.

В феврале 2009 г. Счетная палата по результатам проверки сообщала, что в ходе реализации проекта без проведения конкурсов было заключено 83 договора на общую сумму 78,5 млрд руб., что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».

В правительстве обвинения Навального во вторник комментировать отказались. Однако накануне стало известно, что премьер-министр Владимир Путин от имени правительства объявил благодарность «Транснефти» в связи с завершением строительства ветки ВСТО от Сковородина до границы с Китаем.

ВСТО предназначен для транспортировки российской нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь ВСТО, включающая строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино и нефтеналивного терминала Козьмино (на побережье Тихого океана), была введена в эксплуатацию в конце декабря 2009 г. От Сковородина до порта Козьмино нефть перевозится по железной дороге. Вторая очередь ВСТО включает строительство нефтепровода на участке Сковородино — побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала Козьмино. В конце сентября "Трансфнеть" завершила строительство отвода от ВСТО на Китай. По отводу уже начата поставка технологической нефти, а с 1 января по нему пойдет топливо от «Роснефти». Российская сторона будет поставлять в Китай по 15 млн т нефти в год в течение 20 лет, с 2011 по 2030 г., в обмен на кредит в $25 млрд.