В гибели Магнитского СКР обвинил врача и замначальника "Бутырки"

В деле о гибели Сергея Магнитского, которое тянется уже полтора года, наконец появились первые фигуранты. Виноваты тюремные медики, проявившие преступную халатность, утверждает СКР

Вчера Следственный комитет России (СКР) объявил о возбуждении уголовного дела в отношении двух бывших сотрудников сизо № 2 («Бутырка») по факту смерти юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, бывшего замначальника изолятора по медицине Дмитрия Кратова обвиняют в халатности (ч. 2 ст. 293 УК), бывшего лечащего врача погибшего Ларису Литвинову – в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения ею своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК). Маркин не исключил, что к уголовной ответственности привлекут и других должностных лиц. Пресс-секретарь московского управления ФСИН вчера не отвечал на звонки.

Как следует из разъяснений СКР, новое дело объединено с делом, которое по факту смерти Магнитского было возбуждено еще в ноябре 2009 г. по распоряжению президента Дмитрия Медведева. Спустя год СКП объявил, что следствие не обнаружило никаких свидетельств вины должностных лиц и материалов, подтверждающих жалобы Магнитского на то, что следствие оказывает на него давление, отказывая в медицинской помощи. В ходе предварительного следствия провели три судебно-медицинских экспертизы и все они показали, что причиной смерти Магнитского явилась острая сердечная недостаточность, следовало из тогдашних заявлений СКП. А в мае 2011 г. Генпрокуратура сообщила, что не нашла нарушений в действиях сотрудников МВД, расследовавших дело Hermitage Capital, в связи с которым был арестован Магнитский.

Но в июне Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке усилить надзор за расследованием этого дела. А спустя месяц СКР обнародовал выводы нового судебно-медицинского исследования, в соответствии с которым смерть Магнитского находится «в прямой причинно-следственной связи» с недостатками в оказании ему медицинской помощи. Произошло это за два дня до заседания Совета при президенте по правам человека: 6 июля правозащитники представили Медведеву результаты собственного расследования.

В их докладах прямо говорилось, что Магнитскому не обеспечивалась необходимая медицинская помощь. Его заявления о приеме врачом не принимались; лекарства, переданные матерью Магнитского, не принимались или передавались в другую камеру. Литвинова выписала Магнитскому справку, в которой его состояние характеризовалось как удовлетворительное: «В судебно-следственных действиях принимать участие может. В следственном изоляторе содержаться может». По мнению правозащитников, речь должна идти «не только о халатности сотрудников медчасти сизо «Бутырка», но и о преступном неоказании помощи заключенному, т. е. о нарушении права на жизнь».

Круг лиц, ответственных за гибель Магнитского, не ограничивается медиками, подчеркивает член президентского совета Кирилл Кабанов. Но привлечь к ответственности представителей правоохранительных органов гораздо труднее, поскольку фактически все их действия были одобрены судом, санкционировавшим арест, объясняет Кабанов. Тем не менее работа в этом направлении ведется, знает он.

По мнению представителя фонда Hermitage, истинных виновников смерти Магнитского необходимо искать именно в МВД, сотрудники которого незаконно арестовали Сергея как неудобного свидетеля собственных преступлений, связанных с хищением многомиллиардных средств из бюджета. Тюремные медики действовали по указанию следователей МВД, подчеркивает он.