Россияне проголосовали за кардинальные перемены

Результаты воскресного голосования скажутся на партии власти, на оппозиции и на стране в целом. Партию ждет модернизация, оппозиционеров будут звать в коалиции, избирательное законодательство может быть изменено
ИТАР-ТАСС Владимир Смирнов

Очевидно, что прошедшие выборы были принципиально отличны от того, что мы все видели до этого, в силу разных причин», – сказал вчера президент и лидер списка «Единой России» Дмитрий Медведев на встрече со сторонниками в Горках. Участники встречи, с которыми удалось поговорить «Ведомостям», считают, что президент, несмотря на публичные заявления о победе, расстроен и нуждается в поддержке.

Выборы зафиксировали не только снижение поддержки «Единой России» с 64,3 до 49,5% и потерю ею большинства во многих региональных парламентах (как минимум в трех придется создавать коалиции – см. статью на стр. 02). В десятке крупных городов на выборах Госдумы она проиграла оппозиции (см. врез).

Собеседники в партии признают: старые методы повышения популярности не действуют. Не дала результата тактика паровозов: в большинстве регионов, где лидерами списков стали вице-премьеры, партия получила меньше 40%. Не сработала и эксплуатация образа лидера страны Владимира Путина: после сентябрьского съезда, когда он объявил о возвращении в президенты, рейтинг партии продолжал падать.

«Единой России» нужны ребрендинг и модернизация, говорят источники в партии и люди, близкие к администрации президента. Его скорее всего подготовят к осеннему съезду, где должны быть переизбраны все руководящие органы партии. После сентябрьского съезда руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин заявлял, что после избирательной кампании партию может возглавить Медведев. Однако вчера высокопоставленный единоросс сообщил «Ведомостям», что как минимум до окончания президентских выборов никаких изменений в партии не ожидается. Электорат партии – жители сел и небольших городов, те, кто смотрит телевидение, а не интернет, лидером таких людей не может быть Медведев, отмечает президент Центра политтехнологий Игорь Бунин.

Кроме ребрендинга рассматривается и более резкий ход – создание к следующим парламентским выборам двух новых партий власти: правой и левой, знают единоросс и кремлевский чиновник. Какой путь будет выбран, зависит от результатов президентской кампании, когда будет понятно, насколько серьезная сложилась ситуация, пояснил федеральный чиновник. Пока же решено, что Путин в президентской кампании будет опираться не на партию с падающим рейтингом, а на нейтральный народный фронт.

Координатор Общественного комитета Михаил Абызов видит три метода модернизации «Единой России»: кадровое обновление, открытая дискуссия и активная борьба за голоса не только своих избирателей, но и других партий. По его мнению, партия власти поставлена сейчас в такие условия, что изменений к лучшему ей просто не избежать.

Оппозиция по итогам выборов получит не только большее госфинансирование. Дискуссии в новой Думе будет больше, к ней чаще будут подключать оппозицию, полагает Бунин. Медведев еще 4 декабря заявил, что партии придется «вступать в коалиционные соглашения». По словам единоросса, возможность коалиции обсуждалась со всеми парламентскими партиями, в том числе с эсерами, с которыми попытка подписания такого документа уже была, но скорее всего сотрудничать придется с ЛДПР. По мнению политолога Дмитрия Орлова, коалиция с ЛДПР выглядит наиболее вероятной.

Вчера в руководстве страны заговорили и о политических переменах. Медведев не исключил возвращения графы «против всех» в бюллетени и мажоритарной системы. Абызов ранее в интервью «Ведомостям» предлагал вернуть повсеместную выборность мэров и одномандатников. Выборы показали, что запрос на обновление инструментов развития в стране существует большой и власть его адекватно восприняла, уверен Абызов.

Отказ от пропорциональной системы в пользу смешанной приведет не только к сохранению большинства «Единой Россией», но и к появлению политической борьбы и новых политиков, чего Путин не любит, считает Бунин. По его мнению, на закручивание гаек вряд ли пойдут – слишком свеж пример Египта.

Позиции самого Медведева как будущего премьера сильно пострадают от результатов выборов, ожидает единоросс. По его мнению, своим участием в думской кампании Медведев «Единой России» ничего не добавил, а свой рейтинг растерял. Медведев вступает в должность на спаде популярности и становится более зависимым, а тандем превращается скорее в вертикаль, констатирует Бунин.