Граждане раньше проигравших партий оспорили в судах результаты выборов

Первыми результаты выборов Госдумы оспорили в суде не проигравшие партии, а простые граждане

В московские суды начали поступать первые иски об отмене результатов выборов. В минувшую пятницу в Симоновский суд с требованием провести повторный подсчет голосов или признать недействительными результаты голосования на участке № 1680 обратился адвокат Дмитрий Черный, бывший членом участковой комиссии с правом совещательного голоса от «Яблока». Черный ссылается на многочисленные нарушения в ходе голосования: две урны были расположены так, что за ними невозможно было следить одновременно, в одной из них после вскрытия обнаружили пачку сложенных вместе бюллетеней. Сортировали и считали бюллетени все члены комиссии одновременно – т. е. способом, который не позволял проконтролировать процесс. Но главное – цифры в итоговом протоколе голосования отличаются от официальных итогов, опубликованных на сайте Мосгоризбиркома: «Единой России», получившей, по данным Черного, 721 голос, добавили еще 200 – в результате ее процент вырос с 43 до 55%. Для повторного подсчета голосов членов комиссии не собирали. Он принял участие в контроле за ходом голосования в качестве волонтера и в суд обратился по собственной инициативе, говорит Черный, который был и в числе москвичей, пришедших на митинг на Болотной площади.

Во вторник с аналогичным иском в тот же суд обратился главный редактор газеты «Мой район» Дмитрий Сурнин, бывший наблюдателем на соседнем участке №  701. Обстоятельства те же: когда подсчитали голоса, у «Единой России» было 24%, впоследствии оказалось, что 51%. В суд, по словам Сурнина, он также пошел по собственной инициативе. «Сложилось такое ощущение, что партии не очень торопятся оспаривать результаты выборов, – говорит Сурнин. – Я, как гражданин, хочу быть уверен, что это преступление – кража голосов – не окажется безнаказанным».

А москвич Максим Петроневич и 10 его соседей подали в Симоновскую прокуратуру заявление с требованием расследовать обстоятельства фальсификации результатов выборов на участке № 1723: там за партию «Яблоко» проголосовало 10 человек, однако в итоговом протоколе у партии только пять голосов, а недействительных бюллетеней нет. Петроневич говорит, что обнаружил этот факт случайно: общаясь с соседями и знакомыми. «Когда подавал заявление в прокуратуру, увидел: у них там по выборам огромная папка», – заметил москвич.

Ранее о намерении оспорить результаты выборов заявили «Яблоко» и КПРФ, но пока ни одна из партий до суда не дошла. Требуется время на обработку и обобщение данных, говорит представитель «Яблока». В Мосгоризбиркоме иски не комментируют. Ранее МГИК отказался отложить утверждение результатов голосования и назначить повторный пересчет голосов по жалобе «Яблока», которое ссылалось на расхождение официальных результатов и данных наблюдателей на 60 участках.

Протест против результатов выборов носит спонтанный характер, это следствие общественного возмущения, а не организованное движение, отмечает политолог Александр Кынев. Партии его не координируют – лишь идут в фарватере.