Путин отвел себе роль фильтра

Во время очередной прямой линии с россиянами кандидат в президенты Владимир Путин предложил забыть о думских выборах и готовиться к выборам президентским. Путин с трудом адаптируется к новой реальности, считают эксперты
А.Махонин

Прямая линия Владимира Путина готовилась под лозунгом «новый Путин», говорит человек из правительства России. Премьер-министр был готов отвечать на претензии площади, это один из элементов предвыборной кампании, продолжает он.

Задачу прямой линии в самом ее начале обозначил ведущий Эрнест Мацкявичус: до вчерашнего дня Владимир Путин не комментировал главное событие последних дней – митинг на Болотной площади, где москвичи протестовали против фальсификаций на выборах в Думу. Путин ответил на 10 вопросов, связанных с самим митингом и его антипутинскими лозунгами.

Выборы были объективными и честными, констатировал премьер, их результат отражает реальный расклад сил в стране уже потому, что «Единая Россия» утратила свои позиции. Черта подведена, но отдельные пересчеты возможны, продолжил Путин: если итоги еще не подведены, избиркомы, как в Петербурге, могут пересчитать голоса по требованию оппозиционных партий, а утвержденные итоги можно оспаривать в суде.

Оппозиция недовольна результатами выборов, но в этом нет новизны, думает Путин: люди могут высказывать свою точку зрения по поводу процессов в стране, это нормально. Протесты на Болотной площади премьер поначалу записал себе в заслугу: на экранах телевизоров были молодые и активные люди с позицией, которые ясно и четко формулируют, – это результат «путинского режима».

Но вопрос о белых ленточках как символе будущей цветной революции в России вывел премьера из себя. Предложив сменить тему выборов, Путин все же признался, что принял митинговые белые ленточки за контрацептивы: «Я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом... Думаю, зачем развернули только, непонятно».

По данным Путина, некоторые лидеры оппозиции на митинге кричали: «Бараны, вперед!», а его участникам приплачивали. Лидеров незарегистрированной партии «Парнас» Путин назвал разносчиками цветных революций (Борис Немцов) и коррупционерами (Михаил Касьянов).

Путин предложил бороться с выборными фальсификациями, установив на участках веб-камеры и выведя съемку в интернет. Думской оппозиции кандидат в президенты пообещал полную возможность контроля за выборами, а «Парнасу» объявил, что со временем эту партию можно и зарегистрировать.

Путин готов и к изменению системы назначения губернаторов, которую сам же и ввел, когда, по его словам, на Северном Кавказе полыхала гражданская война. К выборам вернуться можно, считает кандидат в президенты, но нужно оставить «президентский фильтр»: предлагать кандидатов смогут все партии, прошедшие в парламент региона, но выбирать из них будет президент, народ же проголосует по его представлению.

Избираться, считает Путин, могут и члены Совета Федерации.

Путин по-прежнему настороженно относится к западной критике: сенатора Маккейна, который предположил, что Путина ждет судьба Муамара Каддафи, признал человеком, у которого «крыша съехала», считает, что на политическую систему России пытаются влиять «внешние проходимцы», а оппозиционеров, которые дружат с Западом, назвал «бандерлогами».

Было очень заметно, насколько Путин консервативен – особенно по отношению к Западу, считает политолог Игорь Бунин, однако он идет на уступки: хоть и с оговорками, но признал за гражданами право выходить на площадь, готов, пусть и в опосредованном виде, ввести выборы губернаторов и Совета Федерации, видеонаблюдение на избирательных участках, а также без запинки выговаривает слово «модернизация». Об авторе этого термина – президенте Медведеве – Путин упомянул несколько раз, но от его реформ милиции и времени отмежевался. В частности, кандидат в президенты считает, что результата, показанного на выборах «Единой Россией», достаточно для того, чтобы Медведев стал премьером.

Кремлевский чиновник говорит, что о политической реформе в послании Федеральному собранию на следующей неделе скажет и президент Медведев. Среди его инициатив – одномандатники от политических партий.

Политолог Михаил Виноградов считает, что Путин, сняв табу с темы выборов губернаторов, впервые заявил о возможности демонтировать собственные инициативы. Однако, по мнению эксперта, мы увидели скорее не нового Путина, а Путина, который хочет казаться новым. Попытки «навести мосты» с протестными слоями городского населения даются ему с трудом – он был, против обыкновения, сбивчив и старательно подбирал слова. Говорить о «бандерлогах» премьеру было очевидно проще, а потому его попытки пойти навстречу протестному электорату скорее всего окажутся недооцененными.

Эсер Геннадий Гудков увидел в выступлении Путина полное нежелание и неспособность реагировать на изменения: «Премьер назвал митинг на Болотной площади проплаченным, а белые ленточки участников акции сравнил с презервативами». Это откровенная грубость, которая оттолкнет от него людей.

Немцов назвал речь Путина хамством, враньем и неадекватностью. Премьер оскорбил десятки тысяч людей, заподозрив, что на митинг они пришли за деньги. Белый цвет у премьера ассоциируется исключительно с презервативами, а протесты всегда организованы спецслужбами, негодует Немцов. К предложению зарегистрировать «Парнас» политик относится скептически: милости от премьера не надо – как и фильтра кандидатов в губернаторы.

Было некоторое ощущение, особенно после свиста, что Путин потерялся, что он не в состоянии осознать новую реальность, считает Бунин, теперь оно исчезло: похоже, премьер восстановился.