Политический кризис в России может совпасть с экономическим

Политический кризис в России может войти в резонанс с новой волной кризиса экономического, считают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), и тогда негативные последствия весьма возможны
Д.Абрамов/ Ведомости

Сегодня ЦСР обнародует доклад «Общество и власть в условиях политического кризиса» (выдержки из него см. на стр. 04), подготовленный для Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. В этот комитет входит и президент ЦСР Михаил Дмитриев.

В конце марта 2011 г. в докладе «Политический кризис в России и возможные механизмы его развития» эксперты ЦСР отметили растущее недовольство властью (прежде всего со стороны горожан) и предсказали резкое падение ее рейтингов, неспособность выиграть выборы без манипулирования и административного ресурса и массовые протесты в конце года.

В России налицо полномасштабный политический кризис, он приобрел необратимый характер, возвращение к докризисному статус-кво невозможно, констатирует ЦСР. Для власти кризис выражается в ослаблении доверия населения и в нарастающей угрозе утраты политического контроля. Хотя социологические службы и фиксировали после выборов восстановление и стабилизацию рейтингов Владимира Путина и «Единой России», это кажущееся благополучие, считает ЦСР. Значительная часть поддерживающих власть лояльны, поскольку не видят Путину альтернативы и убеждают себя в том, что плюсов у него больше, чем минусов. Обществу приходится выбирать из одинаково неприятных вариантов.

В реальности продолжает расти недовольство властью, причем не только в среднем классе, потерянном для «Единой России», но и в других социальных стратах (подробнее см. статью на стр. 03). Растет запрос на обновление (каковым нельзя считать рокировку президента и председателя правительства), растет и отторжение архаичной стилистики общения власти с населением. Оно стало гораздо взрослее, чем считают в окружении Путина, и уже не воспринимает популистских ответов, пишет ЦСР.

Явной готовности к протестам не видно – население против конфронтации, но находится в поиске новых политических лидеров. Нынешние оппоненты власти не вполне устраивают: например, участникам опросов нравится политический стиль Алексея Навального и Евгения Ройзмана, но непонятна программа первого и смущает возможная связь с криминалитетом второго. ЦСР прогнозирует, что лидеры нового типа появятся сначала в регионах, на местных выборах, как в Тольятти и Ярославле.

В России есть запрос и предпосылки для формирования новой массовой партии большинства, но создаваться она может только снизу вверх. «Сделать партию большинства без населения крупных городов уже невозможно, а оно реагирует на движение снизу вверх, – комментирует Дмитриев выводы доклада. – Ко всему населению можно обращаться с одной и той же повесткой – все хотят нормального здравоохранения, образования и ЖКХ».

Но мирный и благоприятный сценарий развития кризиса ЦСР считает маловероятным.

ЦСР называет его «ускоренной модернизацией» и определяет как формирование коалиции сторонников модернизации во власти и среди митингующих. Диалогу и возвращению протеста в мирное русло мешают эскалация насилия после 6 мая и отсутствие согласованной коллективной позиции у протестующих. По тем же причинам, а также из-за необратимой эрозии базы поддержки центральной власти ЦСР считает средней вероятность сценария «Инерционное развитие», по которому протесты будут затухать.

Усилить протестную активность по всей стране может новая волна экономического кризиса. В совокупности с продолжающимся политическим кризисом это приведет к быстрой утрате властями политического контроля и радикальной трансформации системы власти. Вероятность сценария «Радикальная трансформация» ЦСР считает высокой. Как высокую докладчики оценивают и вероятность четвертого сценария – «Политической реакции»: насильственного противостояния митингующих и власти, торможения реформ и усиления противников модернизации во власти и на улице.

Депутат Госдумы единоросс Роберт Шлегель считает, что политический кризис был, но начал преодолеваться тогда, когда Путин неоспоримо победил на выборах. А выходит страна из этого кризиса как раз по мирному сценарию: власть реагировала на то, что нужно обществу, уверен Шлегель, в медийном пространстве появились те, кого раньше не было, партийное поле станет разнообразным, вернутся выборы губернаторов.

Скорее всего по очереди будут реализованы все четыре сценария ЦСР, считает член правления «Инсора» и кудринского комитета Евгений Гонтмахер. Сначала инерционный, потом реакционный с обреченной попыткой Путина надавить на протестующих, затем радикальный – дезорганизация управления, хаос, смена режима. И наконец, новая команда власти начнет запоздалую модернизацию, резюмирует эксперт.